Татуировка

174

(яп. "ирэдзуми"). В Японии это искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Найденные археологами глиняные статуэтки, изображающие людей с признаками искусственно нанесенных на коже узоров, датируются V в. До н.э. Считается, что подобную привычку к украшательству японцы переняли от древних обитателей Японского архипелага - айнов. В те времена татуировка носила в основном ритуальный характер. Позже она стала четким признаком принадлежности человека к той или иной социальной группе. Вытатуированными крестами и полосами метили, например, касту неприкасаемых, а также преступников. Чтобы замаскировать эти позорные знаки, их носители зачастую прибегали к нанесению на тело различных сложных узоров, среди которых метка палача просто терялась.

К концу XVI в. Татуировка осталась лишь как элемент декоративности. Но пользовались ею в основном представители низов - ремесленники, пожарные, профессиональные игроки, якудза. И сейчас узоры ирэдзуми - едва ли не общая примета местных гангстеров. Именно поэтому от татуированных на всякий случай стараются держаться подальше. Но бывали и исключения. В дошедших до нас памятниках литературы есть немало пассажей о том, как любящие выкалывали у себя на коже имена любимых вместе с иероглифом "иноти" ("жизнь"), что означало "любовь до гроба". А фанатики веры с таким же усердием выписывали иглой у себя на груди молитвы, обращенные к Будде. Власти средневековой Японии жестоко преследовали поклонников ирэдзуми. Хотя в основе этого лежала не борьба с вредными для здоровья обычаями, а уже тогда укоренившаяся в стране практика усреднения людей внутри имущественных сословий, сопровождавшаяся различными предписаниями, регулировавшими покрой и цвет одежды, форму прически, запретами на украшения, на все, что придавало человеку некоторую индивидуальность.

Впрочем, это не останавливало желающих украсить свою кожу. Широкому распространению татуировки в Японии способствовал любопытный факт из истории литературы. Во второй половине XVIII в. В Японии огромную популярность приобрел переведенный с китайского роман "Суйкодэн" о приключениях 108 воинов, объединившихся в разбойничью шайку наподобие робингудовской. На японском роман вышел с великолепными иллюстрациями великих художников Хокусая и Куниёси. Китайские благородные разбойники были изображены красочно татуированными. Это и породило новую моду. На мастеров ирэдзуми посыпались заказы скопировать украшения того или иного героя "Суйкодэна". Именно с той поры в Японии расцвело искусство татуировки, полноцветьем переносившее на кожу клиентов рисунки великих мастеров ксилогравюры, различные сюжеты из буддийской иконографии, изображения тигров, драконов, рыб, цветов.

Рисунки татуировок были глубоко символичны. Узор из хризантем означал стойкость и решительность, из пионов - богатство и удачливость, из цветков вишни - быстротечность жизни. Дракон свидетельствовал о силе и прозорливости человека, украсившего его изображением свою кожу. Столь же четкие смысловые характеристики несли фигуры других животных и растений, образы буддийского пантеона. По рисунку на коже легко можно было определить мечты и чаяния человека. При этом важны были не отдельные детали, а весь комплекс ирэдзуми, который любым японцем воспринимался однозначно, как рукопись на понятном языке. С "открытием" Японии в 1868 г. В страну хлынули иностранцы - дипломаты, торговцы, моряки. Очарованные прелестью ирэдзуми, многие из них обращались к мастерам-татуировщикам.

Не избежали этого поветрия и весьма титулованные особы. Японской татуировкой обзавелись греческая королева Ольга, герцог Йоркский (будущий английский король Георг V) и его старший брат. Соблазнился и будущий российский самодержец, а в то время цесаревич Николай, посетивший Японию в 1891 г. Юный Николай Александрович увез из Японии на родину образчик творчества Хоритё, знаменитого мастера ирэдзуми из Кобе. Можно поражаться мужеству клиентуры мастеров ирэдзуми. Дело не только в том, что деятельность таких салонов была под запретом (лишь с 1945 г. Были отменены все ограничения на работу татуировщиков). Сам процесс нанесения рисунка на кожу весьма болезнен. Обычно клиенты выдерживают не более часа художественной обработки своей кожи.

Поэтому для создания полномасштабной татуировки по всему телу нужно вытерпеть около 50 сеансов. А это с учетом времени на заживление нанесенных ран растягивается на целый год. Да и обходится недешево - несколько тысяч долларов за полный цикл. Зато и узор хорош. Он не только многоцветен, но и богат полутонами, в чем мастера ирэдзуми достигли совершенства. Однако вершиной японской школы ирэдзуми считается даже не создание многокрасочных и многосюжетных композиций. Есть легенда, что некоторые старые мастера обладают секретом "невидимой татуировки" - узор на теле проявляется только после принятия горячей ванны, а в обычном состоянии наколка совершенно незаметна. Сейчас подлинное искусство ирэдзуми переживает годы заката.

Дело не столько в отсутствии клиентов - в Японии и по сей день есть немало поклонников красивой татуировки, сколько в преклонном возрасте ныне практикующих мастеров. Обладателей секретов старой технологии ирэдзуми можно буквально пересчитать по пальцам. Молодые татуировщики предпочитают электрические иглы и химические краски. Процедура нанесения узора становится быстротечной и менее болезненной, но зато феноменальное, поистине художественное умение создавать полутона уходит в прошлое..

Значения в других словарях
Татами

- плотные маты толщиной 6 см из рисовой соломы для покрытия пола. Сверху обшиты высушенной травой игуса (семейство тростниковых), а по краям - плотной темной тканью. Размеры татами колеблются в зависимости от района Японии. В Токио - 1,76 х 0,88 м, в Киото - 1,91 х 0,95 м, в Нагоя - 1,82 х 0,91 м. Будучи всегда прямоугольной формы, они служат модулем для определения площади помещения.. ..

Татибана Нагаясу

(монашеское имя Ноин) (988–?) - один из лучших поэтов первой половины XI в. Входит в число "тридцати шести бессмертных поэтов" средневековья. Примерно в двадцатишестилетнем возрасте Ноин принял монашеский постриг, много путешествовал, общался с самыми значительными поэтами своего времени. Долгое время жил в провинции Сэтцу, в Кособэ, поэтому его иногда называют Кособэ-нюдо (Новообетный из Кособэ). Известна его домашняя антология "Ноинхосисю". Ему же принадлежит теоретический трактат "Ноинмакурак..

Татэкава Дэнбэй

- первый японец, появившийся в Москве 29 декабря 1701 г., приказчик из Осаки. Его парусник с товарами для Эдо был унесен тайфуном в океан и прибит к побережью Камчатки в 1695 г. Через два года Дэнбэя встретил на Камчатке первопроходец Владимир Атласов и сообщил об этом в Москву. Молодой царь Петр I заинтересовался иностранцем и приказал доставить его в российскую столицу. Первое место, в котором оказался Дэнбэй сразу же по приезде в Москву, был Сибирский приказ, ведавший делами Сибири. Его глава..

Таяма Катаи

(Рокуя) (1872–1930) - писатель. Родился в Татэбаяси (префектура Гумма), был сыном бедного самурая. Образование, которое получил Катаи, было старомодным. Акцент в нем был сделан на классической поэзии - вака и канси. В четырнадцать лет Катаи впервые начал писать прозу на китайском языке и стихи, однако в пятнадцать лет приступил к изучению английского и чтению европейской литературы. В начале 90-х гг. Катаи писал рассказ за рассказом, но они приносили ничтожный доход, и тогда ему пришлось пойти р..

Дополнительный поиск Татуировка Татуировка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Татуировка" в словаре Энциклопедия Японии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Татуировка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа