Ямабуси

165

- горные отшельники, посредством аскетической практики и повторения мистических формул пытавшиеся обрести сущность Будды. Но далеко не все они оставались в горах постоянно. Подавляющее большинство совершало восхождение в горы лишь эпизодически. В остальное время они либо находились в храмах, связанных с аскетической практикой отшельничества сюгэндо, либо странствовали. Постепенно они обрастали приверженцами из числа мирян. Когда наступало время восхождения на святые горы, ямабуси служили для них проводниками и наставниками в постижении таинств горного отшельничества. Ямабуси был желанным гостем в любой крестьянской семье, где он творил заклинания у ложа больного с целью изгнания из его тела вызвавших болезнь злых духов.

В любой деревне в нем видели единственного, кто своими заклинаниями мог вызвать дождь, столь необходимый в засушливое время года, или же, наоборот, успокоить разбушевавшиеся стихии. Из уст ямабуси постигали люди начатки буддийского вероучения, узнавали о хороших и дурных числах, благоприятных и неблагоприятных направлениях, о многих других представлениях даосизма, которые затем органически вплелись в ткань народных верований. Ямабуси был врачевателем, наделенным сверхъестественными способностями мудрецом. А еще он был занимательным рассказчиком, от которого люди слышали немало интересных легенд и сказаний о чудесах, незаурядным актером, исполнявшим в ходе повествования самые различные роли. Популярность ямабуси особенно возросла в позднее средневековье, когда Японией правили сёгуны из дома Токугава (1600–1868).

Власти установили жесткий контроль над буддийскими храмами, которые, по существу, превратились в звенья разветвленного полицейского аппарата сёгунов, а духовенство было низведено до положения послушных чиновников этого аппарата. Главной функцией буддийских священников стало отправление многочисленных обрядов заупокойно-поминального культа. В глазах крестьян настоятель местного храма постепенно становился такой же чуждой фигурой, как сборщик податей или любой другой представитель властей. Несравненно больше доверяли они странствующим ямабуси, которые по-прежнему исцеляли, утешали, просвещали людей. Часто ямабуси селились в деревнях, где они стали выполнять функции священнослужителей синтоистских святилищ - еще одно проявление синто-буддийского синкретизма, достигшего в Токугавскую эпоху своего пика.

В 70-х гг. Прошлого века деятельность ямабуси была запрещена. Наличие странного симбиоза буддизма и национальной религии не укладывалось в рамки проводившегося властями курса на их разделение, на превращение синто в государственную религию. После второй мировой войны этот запрет был снят. Практика горного отшельничества возродилась, но уже в иных масштабах и иной форме. Повышение жизненного уровня народа, улучшение системы медицинского обслуживания, несравненно возросший культурно-образовательный уровень людей привели к устранению необходимости в ямабуси как во врачевателях. Сейчас даже в самых глухих уголках страны не встретишь горного отшельника, который бы занимался этим промыслом. Число профессиональных ямабуси резко сократилось..

Значения в других словарях
Якусидзи

- один из древнейших храмов в Нара, был основан в 680 г. По повелению императора Тэмму, дабы молить Будду - целителя Якуси - о выздоровлении императрицы Дзито, пораженной глазной болезнью. Молитвы возымели действие. Императрица излечилась. Правда, когда сам Тэмму заболел, никакие обращения к Якуси не помогли, и император скончался. Тем не менее Якусидзи, объявленный официальным храмом, пользовался неизменным покровительством императорского двора. В 718 г. Якусидзи был перенесен в Хэйдзё(кё) (дре..

Якуся-э

- жанр театральной гравюры в Укиё-э. В этом жанре творили крупнейшие мастера, оставившие после себя шедевры мирового значения. В этом ряду славных имен Тории Киёнобу (1664–1729), Кацукава Сюнсё (1726–1792), Тосюсай Сяраку (работал в 1794–1795), Утагава Тоёкуни (1769–1825). Мастерские художников, связанных с театром, были наиболее устойчивыми династическими объединениями, и зачастую сложившиеся там творческие методы и формы преемственности распространялись на художественную практику мастеров грав..

Ямабэ Акахито

(годы рождения и смерти не установлены) - один из лучших поэтов первой половины VIII в. Очевидно, он был придворным чиновником невысокого ранга и много путешествовал, во всяком случае, большинство его песен сложено во время странствий. Он заложил основы пейзажной лирики, которая стала одним из ведущих поэтических жанров в эпоху Хэйан.. ..

Ямагата

1) префектура. Расположена на северо-востоке Хонсю. Граничит с префектурой Акита на севере, префектурой Мияги - на востоке, префектурами Фукусима и Ниигата - на юге. С запада омывается водами Японского моря. Поверхность преимущественно гористая. Горы Оу пересекают восточную окраину префектуры с севера на юг, а горные гряды Дэва и Асахи возвышаются вдоль побережья на западе. Между цепью этих гор течет река Могамигава - сначала на север, затем на запад, впадая в Японское море около Саката. Для кли..

Дополнительный поиск Ямабуси Ямабуси

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ямабуси" в словаре Энциклопедия Японии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ямабуси, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 7 символа