Антонелло да Мессина

503

(Antonello da Messina) Ок. 1430, Мессина — 1479, Мессина. Итальянский живописец. Учился ок. 1445—1455 в Неаполе у Колантинио. Работал в Мессине и других городах Сицилии и Южной Италии. В 1475—1476 работал в Венеции. Один из ведущих итальянских живописцев Раннего Возрождения, Антонелло да Мессина прошел необычный путь творческого формирования. Выходец из провинциальной школы, мало связанной с ведущими художественными центрами Италии, ориентированной в большей мере на мастеров т. Н. "средиземноморского Ренессанса" (Южной Франции, Прованса, Каталонии) и на нидерландскую живопись. В то же время в годы учебы в Неаполе Антонелло да Мессина мог соприкоснуться с широким спектром разнородных и ярких художественных явлений — от памятников искусства 1-й трети XIV в., включавших росписи главы римской школы Каваллини и монументальную скульптуру сиенца Тино де Камаино, до находившихся в Неаполе в середине XV в.

Работ ведущих нидерландских мастеров Я. Ван Эйка, П. Кристуса, Р. Ван дер Вейдена. Годы учебы Антонелло да Мессины в Неаполе совпали с пребыванием здесь Пизанелло (1449—1450) и работой группы скульпторов Северной и Центральной Италии над декором арки короля Альфонса Арагонского. Немаловажное значение для творческого формирования Антонелло да Мессины могло иметь и то, что Неаполь середины XV в. Стал одним из крупнейших центров гуманистической мысли. При дворе Альфонса Арагонского работали ведущие гуманисты Италии. Наконец, работы Антонелло да Мессина свидетельствуют о его знакомстве с творчеством Пьеро делла Франческа. Искусство Антонелло да Мессины органически соединило в себе гуманистическую основу итальянского Раннего Возрождения — антропоцентризм, классическое начало, тяготение к большой форме — с опытом и завоеваниями нидерландской школы.

Северные акценты особенно очевидны в приписываемых ему ранних работах, самой достоверной из которых является небольшая картина Распятие (ок. 1455, Бухарест, Музей искусств). Но они отчетливо сказываются и в работах времени творческой зрелости (2-я пол. 1460-х — 1470-е), таких как Христос Спаситель (1465, Лондон, Нац. Галерея). Варианты композиции "Се Человек" (ок. 1470, Нью-Йорк, музей Метрополитен. Ок. 1473, Пьяченца, Гор. Музей. Ок. 1474, Генуя, Нац. Галерея Спинола). Благовещение (ок. 1474, Сиракузы, Нац. Музей). Два варианта Распятия (ок. 1475, Антверпен, Королевский музей изящных искусств. Ок. 1475). Св. Иероним в келье (ок. 1465, оба — Лондон, Нац. Галерея) и др. В работах северных, в первую очередь нидерландских, мастеров художник воспринял ряд иконографических схем и образных акцентов (образ страдающего Христа), внимание к миру "малых вещей", поиски поэтического единства микромира и макромира, открытие красоты зеленых пейзажных далей и самостоятельной жизни света.

Знакомство с нидерландской живописью побудило Антонелло да Мессину перейти от традиционной для Италии техники темперы к масляным краскам. В то же время традиции нидерландского искусства преломлены у Антонелло да Мессины через гуманистическое мировосприятие итальянского Возрождения, стремление к упорядоченности, стройной архитектонике композиции, ясности пространственной структуры, тяготение к монументализации и обобщенности форм. Образ мира в его картинах определяют, прежде всего, данные крупным планом, наделенные значительностью, духовной силой, полнотой жизни фигуры его персонажей. Эти начала, свойственные всем его работам, особенно полно проявляются в ряде картин середины 1470-х, таких как сохранившийся в виде трех фрагментов монументальный Алтарь Сан Кассиано (ок.

1475—1476, Вена, Музей истории искусства), Св. Себастьян (ок. 1475—1476, Дрезден, Картинная галерея), Мадонна Аннунциата (ок. 1475, Палермо, Гор. Музей). В творческом наследии Антонелло да Мессина исключительно важное место занимает портретный жанр, к которому он особенно часто обращался в 1470-е. Мужской портрет (ок. 1470, Филадельфия, Музей искусств, Юноша (ок. 1470, Нью-Йорк, музей Метрополитен), т. Н. Автопортрет (ок. 1473, Лондон, Нац. Галерея), Мужской портрет (ок. 1474—1475, Рим, галерея Боргезе), т. Н. Кондотьер (1475, Париж, Лувр), Мужской портрет (1476, Турин, Гор. Музей) и др. Творческий облик Антонелло-портретиста, одного из ведущих мастеров этого жанра в Италии XV в., сложился под существенным воздействием нидерландского живописного портрета, о чем свидетельствуют излюбленные им трехчетвертной поворот фигуры, темный, нейтральный фон, скрупулезная, вплоть до мельчайших деталей, тщательность передачи физиономических особенностей лица модели.

В то же время портреты Антонелло да Мессины проникнуты гуманистическими представлениями о яркости, значительности, активности личности. Художник строит композицию этих небольших, меньше натуры, изображений на крупных массах, энергичных цветовых акцентах, сочетании темных тонов фона с насыщенно-яркими тонами куртки или головного убора, светлыми красками лица. Он лепит формы большими массами света и теней, подчеркивает яркую характерность лиц, живость взглядов, активность внутреннего состояния. Антонелло да Мессина оказал существенное влияние на развитие итальянской живописи, особенно на формирование венецианской живописной школы, творчество Джованни Беллини, Альвизе Виварини и других венецианских мастеров.Лит.

Лазарев В. Н. Антонелло да Мессина // Старые итальянские мастера. М., 1972. Гращенков В. Н. Антонелло да Мессина и его портреты. М., 1981. Bottari S. Antonello da Messina. Messina. Milano, 1939. Lauts J. Antonello da Messina. Wien, 1940. Causa R. Antonello. Milano, 1964..

Значения в других словарях
Анджелини

, Джузеппе (Angelini, Giuseppe) 1742, Рим — 1811, Рим. Итальянский скульптор. Крупный мастер неоклассицизма. Обучался рисунку у Н. Риччолини, скульптуре — у Б. Кавачеппи. Однако упоминаний о нем в Академии обнаженной натуры не сохранилось, так же как и о его участии в конкурсах в Академии Св. Луки. Большое влияние на молодого Анджелини оказало его знакомство с Дж. Б. Пиранези, в мастерской которого он познакомился со многими скульпторами, коллекционерами, торговцами произведений искусства, напри..

Андрееску

, Ион (Andreescu, Jon) 1850, Бухарест — 1882, Бухарест. Румынский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Бухаресте (1869—1872) у Т. Амана. В 1872—1878 преподавал рисование в семинарии г. Бузэу. В конце 1878 приехал в Париж, где некоторое время занимался в Академии Жюлиана, в основном же работал вместе с барбизонцами. В 1881 вернулся на родину. Творчество Андрееску сложилось под влиянием его старшего товарища Н. Григореску и художников барбизонской школы. Он писал главным образом пейзажи, п..

Аппел

, Карел (Appel, Karel) Род. 1921, Амстердам. Голландский живописец, скульптор, график, художник прикладного искусства. В 1940—1943 обучался в Академии художеств в Амстердаме. Первая персональная выставка состоялась в 1946 в Гронингене. В период творческого становления испытал влияние Пикассо, Матисса и, особенно, Дюбюффе. В 1948 стал одним из основателей интернационального объединения "Кобра", названного по начальным буквам трех европейских столиц — Копенгагена, Брюсселя, Амстердама. Художники э..

Аппиани

, Андреа (Appiani, Andrea) 1754, Милан — 1817, Милан. Итальянский живописец, рисовальщик, сценограф. Учился у К. М. Джудичи, посещал также Академию Амброзиана в Милане. Посетил Флоренцию (1783—1784), испытав влияние Дж. Трабалези и М. Кноллера, а также Болонью, где его внимание привлекли произведения Доменикино. В Риме и Неаполе изучал живопись Рафаэля и Менгса, античную скульптуру. В Парме (1795) познакомился с живописью Корреджо. С 1792 постоянно работал в Милане. Начинал как станковый живопис..

Дополнительный поиск Антонелло да Мессина Антонелло да Мессина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антонелло да Мессина" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антонелло да Мессина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 20 символа