Бальтюс

528

(Balthus), наст. Имя Клоссовски де Рола, Бальтазар (Klossowski de Rola, Balthazar) 1908, Париж — 2001, Ла Россиньер, Швейцария. Французский живописец. Родившись в артистической семье (отец — историк искусства, мать — живописец), с детства был знаком с такими известными художниками, как Боннар, Руссель, Дерен. Специального образования не получил, овладевал мастерством путем копирования картин в Лувре. Его любимыми художниками были Пуссен, Пьеро делла Франческа, Сезанн. В юношеские годы увлекся дальневосточным искусством, особенно — китайским пейзажем. Его ранние, еще детские опыты получили одобрение Р. М. Рильке, который опубликовал в 1921 альбом рисунков начинающего художника со своим предисловием. В 1930-е уже сложилась индивидуальная манера Бальтюса и определился его тематический репертуар.

Сценки на улице и в интерьере (Улица, 1933—1935, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Окно, 1933, Блумингтон, Художественный музей университета Индианы), портреты и пейзажи. Человеческие фигуры в портретах, как и в жанровых картинах, написаны в реалистической манере, но отличаются странной застылостью (Андре Дерен, 1936. Миро с дочерью Долорес, 1937—1938. Обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства). Эта особенность в дальнейшем усиливается, придавая бытовым сюжетам характер зачарованной реальности. В картине Гора (1935—1937, Нью-Йорк, музей Метрополитен) с почти фотографической точностью передана местность в швейцарских Альпах, но поднявшиеся на гору подростки словно пребывают во власти колдовских, гипнотических чар.

Композиция пронизана смутными аллегорическими намеками, характерными для символизма. Мальчик и девочка в картине Дети (1937, Париж, музей Орсе) замерли в странных позах, словно нахлынувшие мечтания вдруг отключили их от окружающей жизни. В 1930-е Бальтюс сблизился с некоторыми представителями сюрреализма — с Миро, Джакометти, с реформатором театра Антоненом Арто. Его искусство иногда связывают с этим направлением. Однако он не разделял сюрреалистической программы, и более точно его творчество определяется такими понятиями, как "магический реализм" или "фантастический реализм". С 1940-х ведущей темой в творчестве Бальтюса становятся образы подростков, особенно девочек и юных девушек, едва переступивших черту половой зрелости.

Художник пишет их в состоянии полузабытья — в мечтаниях, дреме, за рассеянным чтением книги. Их позы с поджатыми или раскинутыми ногами, склоненными головами и разметавшимися руками дышат бессознательной эротикой (Салон, 1941—1943, Миннеаполис, Институт искусств. Счастливые дни, 1944—1949, Вашингтон, Музей Хиршхорн. Комната, 1952—1954, частное собрание. Сон I, 1955—1956, частное собрание). Символические мотивы кошки, зеркала, ворона, мотылька усиливают ощущение колдовской таинственности картин, посвященных пробуждающейся женственности (Мотылек, 1959—1960, Париж, Нац. Музей современного искусства. Кошка перед зеркалом, 1977—1980, частное собрание). С 1961 по 1977 Бальтюс был директором Французской академии живописи и скульптуры в Риме, на вилле Медичи.

В его живописи этого времени усиливается влияние классических образцов, особенно Пьеро делла Франчески. Монументально обобщенные фигуры располагаются в неглубоком пространстве, на ровном фоне, светлые краски имитируют колорит фрески (три версии композиции Три сестры, 1960—1965. 1964—1965. 1966. Все — частные собрания). В начатой ранее серии Игры в карты (тема воспринята от живописи караваджистов) персонажи в костюмах разных эпох словно состязаются в перетягивании нити жизненной судьбы (Игроки в карты, 1968—1973, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена). Многократные деловые поездки в Японию, где художник нашел спутницу жизни, усилили его интерес к дальневосточной культуре — религии, философии, литературе, изобразительному искусству.

Ориентализм Бальтюса проявился в таких полотнах, как Турецкая комната (1963—1966, Париж, Нац. Музей современного искусства), в диптихе Японка перед черным зеркалом и Японка у красного столика (1967—1976, Нью-Йорк, галерея Пьера Матисса). Выполненные ранее горные пейзажи также следуют канонам дальневосточной живописи (Итальянский пейзаж, 1951, частное собрание. Большой пейзаж с деревом, 1960, Париж, Нац. Музей современного искусства). Органичное соединение западноевропейской и восточной традиций определило своеобразие искусства Бальтюса. Он известен и как сценограф, оформивший несколько театральных спектаклей. Пьесу Антонена Арто Ченчи (1944), оперу Моцарта Так поступают все на фестивале в Экс-ан-Провансе, спектакль Жана Луи Барро Состояние осады по Чуме Альбера Камю (1948).Лит.

Leymarie J. Balthus. Geneve, 1982. Balthus. Catalogue de l’exposition. Paris, Centre Pompidou, 1983..

Значения в других словарях
Балла

, Джакомо (Balla, Giacomo) 1871, Турин — 1958, Рим. Итальянский живописец, скульптор, дизайнер. Представитель футуризма. Учился в Академии Альбертина в Турине. В 1895 переехал в Рим, где регулярно участвовал в выставках Общества любителей и почитателей искусств. При посещении Парижа в 1900 ознакомился с импрессионизмом и дивизионизмом, увлекся проблемами света и цвета в живописи. Вернувшись в Рим, открыл собственную учебную студию, которую посещали Боччони, Северини, Сирони. В период 1900-х писа..

Бальдунг

, Ханс (Baldung, Hans), прозв. Грин (Grien) 1484/1485, Швебиш-Гмюнд — 1545, Страсбург. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился и работал в мастерской Дюрера в Нюрнберге (1503—1507), с 1509 до конца жизни работал в Страсбурге, за исключением 1512—1516, когда во Фрейбурге создавал грандиозный алтарь для местного собора. В творчестве Бальдунга сказалось воздействие многих крупных мастеров немецкого Возрождения, в первую очередь его учителя Дюрера, но также Кранаха, отчасти Грюневальда..

Бандинелли

, Баччо (Bandinelli, Baccio), наст. Имя Бандинелли, Бартоломео 1488, Флоренция — 1560, Флоренция. Итальянский скульптор. Бартоломео Бандинелли, вошедший в историю искусств под уменьшительным именем Баччо, принадлежит, наряду с Бенвенуто Челлини, Бартоломео Амманати и Джованни да Болонья, к ведущим флорентийским скульпторам периода т. Н. Маньеризма. Сын флорентийского ювелира, выполнявшего заказы для правителей Флоренции — Медичи, Бандинелли обучался мастерству скульптора у Джан Франческо Рустичи..

Баратта

, Пьетро (Baratta, Pietro) 1638, Каррара — 1729, Венеция. Итальянский скульптор венецианской школы. Один из мастеров раннего классицизма в пластике Венето. Родом из Каррары. С 1693 работал в Венеции в мастерской Ф. Кабьянка. Помимо Венеции исполнял заказы для собора в Удине, двора курфюрста Саксонии в Дрездене. Баратта приписываются следующие работы. Рельеф Св. Себастьян, излечиваемый двумя женщинами (Венеция, церковь Сан Себастьяно), Кротость (Венеция, церковь Санта Мария делла Карита), памятни..

Дополнительный поиск Бальтюс Бальтюс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бальтюс" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бальтюс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа