Бёклин
, Арнольд (Bocklin, Arnold) 1827, Базель — 1901, Сан Доменико ди Фьезоле. Швейцарский живописец. Учился в дюссельдорфской Академии художеств у Ширмера. В 1848 посетил Францию, в конце 1840-х — Брюссель. В 1850—1857 жил в Риме, где сблизился с кружком Фейербаха. Работал также в Базеле (1857—1859), Мюнхене (1859—1860), Веймаре (1860—1862). В 1867—1877 жил во Флоренции, в 1886—1899 — в Цюрихе. Писал пейзажи, картины аллегорического содержания, портреты. В ранних работах — Римский пейзаж (1850-е, Гейдельберг, Художественный музей), Вилла у моря (1864—1865, Мюнхен, галерея Шака) проявилось увлечение культурой Италии, сформировавшееся под влиянием Ширмера, а затем Фейербаха. Романтизированные образы итальянской природы передают эмоциональные ощущения художника, рождая чувство одиночества и печали.
Изображение в пейзажах фигуры Пана (Пан в камышах, 1856—1857. Пан, напуганный пастухом, 1860, оба — Мюнхен, галерея Шака) привносит многозначность и таинственность в пейзажи. В этом нашли выражение юношеские увлечения художника мифологией и классической поэзией, а также романтическое восприятие культуры Италии как некоего классического мифа, вобравшего в себя настоящее и прошлое. Полотна итальянского периода или созданные позднее по впечатлениям от поездок исполнены в темной колористической гамме, гладким мазком, компактно передающим объемы. Под влиянием Фейербаха Бёклин обращается к написанию больших полотен, живописная манера его начинает тяготеть к работе крупными цветовыми пятнами, более декоративно-плоскостному построению композиции.
В полотнах Юноша и девушка среди лугов (1866, Цюрих, Кунстхалле) и Весна любви (1868, Дармштадт, Музей земли Гессен) человеческие фигуры, не утратившие объемности, переданы компактными, темными силуэтами на фоне ярких пятен зелени луга и цветущего сада. Тема мифа о золотом веке как времени счастья, покоя, гармонии человеческого и природного бытия получит развитие и в произведениях 1870—1880-х (Летний день, 1881, Дрезден, Картинная галерея. Весенний гимн, 1888, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Как и многие произведения символистов, они тяготеют по цветовому и композиционному решению к панно. Неглубоко трактовано пространство и в полотнах Борьба кентавров (1873, Базель, Художественный музей), Тритон и нереида (1875, Берлин, Гос.
Музеи), Одиссей и Каллипсо (1883, Базель, Художественный музей), Морской штиль (1887, Берн, Художественный музей). Изображенные в морском или лесном пейзаже мифологические персонажи вносят в полотна художника некое трудно различимое единство натуры и вымысла. Ощущение таинственного предчувствия, свойственное живописи европейских символистов, рождает пейзаж Остров мертвых (1880, Базель, Художественный музей). Он исполнен в манере пленэрной живописи, характерной для работ 1850—1860-х. Объемно смотрятся очертания крон ветвистых деревьев пустынного острова вдали. На протяжении всей жизни Бёклин создавал портреты. В темной колористической гамме, с сильной моделировкой фигур светотенью исполнены портреты 1860-х (Автопортрет, 1861, Базель, Художественный музей.
Сын Арнольд, 1861, Люцерн, Художественная галерея. Ф. Ленбах, 1862, Вена, Галерея австрийской живописи. Фани Янаушек, 1861, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). В каждом образе выявлено эмоциональное начало, он приобретает характер импровизации, подчиненной видению художника. Более декоративны по цветовому решению и подчеркнуто срежиссированы портреты 1870-х (Автопортрет со скрипкой смерти, 1872. Автопортрет с бокалом, 1885, оба — Берлин, Нац. Галерея). Бёклин вошел в историю искусства XIX в. Как крупнейший художник-символист, живопись которого оказала значительное влияние на многих мастеров.Лит. Николаева Н. Арнольд Бёклин. М., 1913. Федотова Е. Бёклин. М., 2001. Bryner-Bender V. Arnold Bocklin’s Stellung zum Portrait.
Basel, 1952. Betthausen P. Arnold Bocklin. Dresden, 1975. Zendler H. Arnold Bocklins Totensee. Museum der Bildenden Kunste. Leipzig, 1987..
Дополнительный поиск Бёклин
На нашем сайте Вы найдете значение "Бёклин" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бёклин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 6 символа