Бонтан
, Пьер (Bontemps, Pierre) 1505/1510, Париж — 1568/1570, (?). Французский скульптор эпохи Возрождения. Основной школой для Бонтана была практическая работа в замке Фонтенбло под руководством известных мастеров, в частности, итальянского художника Франческо Приматиччо, приглашенного во Францию в 1532. Первоначально Бонтан трудился над скульптурным декором (в технике стукко — искусственный мрамор) покоев королевы — его имя впервые встречается в королевских счетах в 1536. Заботясь об украшении своих дворцов и замков в современном духе, французские короли начинают собирать произведения прославленных итальянских живописцев и ваятелей, а также античных мастеров. Иногда это были подлинники, но порой довольствовались слепками, хорошими мраморными копиями или бронзовыми отливами.
Местные скульпторы часто восполняли недостающие фрагменты памятников древности. Так, известно, что в 1540—1550-е Бонтан делал повторение знаменитого Лаокоона в бронзе, принимал участие в отливке в бронзе Аполлона Бельведерского. Много времени отнимала разборка и классификация антиков, привозимых из Рима. Для молодого художника это была прекрасная школа мастерства. Но главное произведение Бонтана — величественное надгробие короля Франциска I и королевы Клод (1548—1558, Париж, церковь аббатства Сен-Дени), к работе над которым его привлек талантливый архитектор Филибер Делорм — автор проекта. Надгробие уподоблено античной триумфальной арке. Антамблемент поддерживают стройные ионические колонны. Гробницу венчают фигуры коленопреклоненных короля Франциска I, королевы Клод и их детей.
В отяжелевшей фигуре короля, обрюзгшем лице с мешками под глазами, крупным породистым носом передано явное портретное сходство. Видно, что скульптор не раз имел возможность наблюдать за Франциском I при его жизни. Облик рано умершей королевы Клод более идеализирован. От ее кроткого лица с высоким чистым лбом веет покоем и тишиной — художник воплощает в образе королевы этический идеал. Под сводами арки на мраморных саркофагах покоятся тела усопших короля и королевы, тронутые рукой смерти. Цоколь гробницы украшен сценами походов и победоносных сражений Франциска. Эти композиции исполнены жизни, движения и трактованы подчас в жанровом плане. Такова сцена с веселыми пышногрудыми маркитантками, сопровождающими войско.
В отличие от Жана Гужона, Жермена Пилона, тяготеющих к идеально прекрасным образам, Бонтан — более земной, в его произведениях перед нами предстает Франция XVI в., увиденная глазами современника, не стремящегося к идеализации. Его герои — физически сильные, крепкие люди, с коренастыми, плотными фигурами, уравновешенные и надежные. Необычна композиция надгробного памятника капитану королевской стражи де Меньи (1557, Париж, Лувр), который представлен как бы на ночном дежурстве, сидящим у дверей опочивальни короля. Капитан и после смерти продолжает нести свою службу. Образ де Меньи человечен и исполнен мужества и благородства. Величавый покой исходит от надгробной фигуры адмирала Шабо (1550-е, Париж, Лувр).
Облик друга юности и сподвижника Франциска I поражает силой и цельностью характера. Бонтан мыслит крупными скульптурными массами и формами. Тема вечного покоя выражена самой пластикой, монолитностью объемов, торжественной замедленностью ритмов. Она в спокойствии и естественности позы, в "притихших" складках одеяния. Надгробие выдержано в умеренном темпе, своеобразном пластическом "адажио", воплощающем благородное достоинство человека перед лицом неизбежности. В 1556 Бонтан выполнил в дереве статую Франциска I для Большого зала в Фонтебло, мраморный барельеф Четыре времени года для украшения камина в покоях короля. В 1550—1556 делает урну для сердца Франциска I (Париж, церковь аббатства Сен-Дени). В 1561 скульптор был привлечен городскими властями к работе над украшением Парижа по случаю торжественного въезда в столицу нового короля Карла IX.
Гонения на протестантов вынуждают Бонтана покинуть Париж, в 1566 он поселяется в Верней-сюр-Уаз. После этой даты его следы теряются, полагают, что скульптор умер ок. 1570.Лит. Петрусевич Н. Искусство Франции XV—XVI веков. М., 1973. Воронина Т. С., Мальцева Н. Л., Стародубова В. В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994. Dictionnaire des sculpteurs par S. Lami. Paris, 1898. Ceysson B., Brese-Bautier G. Sculpture. The great tradition of sculpture from the fifteenth to the eighteenth century. N. Y..
Дополнительный поиск Бонтан
На нашем сайте Вы найдете значение "Бонтан" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бонтан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 6 символа