Боччони
, Умберто (Boccioni, Umberto) 1882, Реджо-ди-Калабриа — 1916, Верона. Итальянский живописец и скульптор, представитель футуризма. После окончания технической школы (1897) занимался литературным творчеством и художественной критикой. Приехав в Рим в 1898, поступил в Академию художеств, а с 1900 вместе с Северини посещал студию Балла. В 1902 был в Париже, где на него сильное впечатление произвело искусство импрессионистов и Сёра. Вернувшись в Италию, некоторое время пребывал в Падуе, в 1904 совершил семимесячную поездку в Россию. В 1905—1907 жил попеременно в Падуе и Венеции, в 1908 переселился в Милан. Живопись предфутуристического периода отмечена влиянием дивизионизма и символизма (Апокалиптические всадники, 1908, Чикаго, Институт искусств.
Проходящий поезд, 1908, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). Встреча с Мартинетти в 1910 стала поворотным моментом в биографии Боччони. "Манифест художников-футуристов" (февраль 1910) и "Технический манифест футуристической живописи" (апрель 1910) ознаменовали рождение нового авангардного направления. В объединение футуристов, помимо Боччони, вошли К. Карра, Дж. Балла, Л. Русоло, Дж. Северини. В 1910—1911 дивизионистская система в живописи Боччони обретает особый динамизм, насыщается экспрессивными символами (Возносящийся город, 1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Горе, 1910, частное собрание. Мятеж в галерее, 1910—1911, Милан, галерея Брера). В соответствии со своей концепцией "унанимизма" художник стремился передать живописными средствами коллективные эмоции и движения людских масс.
В 1911 при посещении Парижа футуристы встретились с кубистами. Под влиянием кубистического метода живопись Боччони преобразуется. Фигуры и предметы, рассеченные на фрагменты, следуют спиралевидным движениям "линий-сил", вещественная реальность растворяется в бурлящей лаве раскаленных цветов и извивающихся форм (триптих Состояния души. Прощания, Те, кто уезжают, Те, кто остаются, 1911, Милан, Галерея современного искусства). Композиции, насыщенные "энергетическими" формами, возникли отчасти под влиянием бергсоновского понимания длительности как движущейся во времени витальной и психической энергии, противостоящей косной пространственной материи. В живописи Боччони объем распадается на отдельные корпускулы, несущиеся в эфирных вихрях.
Психофизический поток то размывает материю, то спрессовывает ее в плотные сгустки (Эластичность, 1912, Милан, галерея Брера. Единые формы в непрерывном пространстве, 1913, Милан, Галерея современного искусства. Динамизм футболиста, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Динамизм мускулов, 1913, частное собрание). Футуристический принцип симультанности осуществился в полотнах Боччони как "синтез того, что помнится, и того, что видится". В скульптуре внутренняя энергия фигуры прорывается наружу, массы растекаются и завихряются, словно подхваченные ураганом (Единые формы в пространственной длительности, 1913. Развитие бутылки в пространстве, 1912—1913, обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства). Скульптурные ассамбляжи воспроизводят особенности восприятия быстро движущихся объектов, способность взгляда объединять в одном мгновении далекое и близкое, целостные фигуры и их фрагменты (Лошадь + Всадник + Дома <Динамическая конструкция галопа>, 1914, Венеция, фонд П.
Гуггенхейм). Боччони был главным теоретиком футуристической живописи и скульптуры. Им написана большая часть манифестов и статей, излагающих эстетическую программу футуризма. В 1915 художник отправился добровольцем на фронт. Спустя несколько месяцев, после неудачного падения с лошади, умер от полученных травм.Лит. Boccioni U. Gli scritti editi e inediti. Milano, 1972. Argan G. C., Calvesi M. Umberto Boccioni. Roma, 1953. Grada R. Boccioni. Il mito del moderno. Firenze, 1962..
Дополнительный поиск Боччони
На нашем сайте Вы найдете значение "Боччони" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Боччони, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 7 символа