Гиберти
, Лоренцо (Ghiberti, Lorenzo) 1381, Флоренция — 1455, Флоренция. Итальянский скульптор, один из ведущих мастеров Раннего Возрождения. Сын некой Моны Фьоры и Чоне Гиберти, рано бросившего семью. Был усыновлен вторым мужем своей матери ювелиром Бартоло ди Микеле. Вплоть до 1444 именовал себя во всех документах как Лоренцо ди Бартоло. Только в 1444, после рассмотрения в суде анонимного доноса, обвинившего скульптора в том, что он незаконнорожденный, мастер, доказав, что он законный сын Чоне Гиберти, стал именовать себя в документах Лоренцо ди Чоне ди сер Бонакоссо Гиберти. Мастерству скульптора и ювелира Гиберти обучил его отчим Бартоло ди Микеле. Кроме того, он получил хорошее общее образование, был начитан, знал латынь, собирал материалы по истории флорентийского искусства, использованные им в написанном в последние годы жизни трактате Комментарии.
Скульптор и ювелир, он имел и строительный опыт. Ему вместе с Филиппо Брунеллески было поручено строительство купола собора Санта Мария дель Фьоре, хотя фактически он в этой работе почти не участвовал. Кроме Флоренции, с которой в основном связана творческая деятельность Гиберти, работал также в Сиене (1420-е) и Венеции (1424—1425), в 1420-х дважды посетил Рим. Наделенный не только большим талантом и работоспособностью, но и практичностью, Гиберти добивался для себя высоких гонораров, держал деньги в венецианских банках, скупал недвижимость во Флоренции. В конце жизни, отойдя от дел, приобрел в окрестностях Флоренции замок с башней, где провел свои последние годы, работая над трактатом Комментарии. Творческий путь Гиберти начался в 1401, когда 23-летний мастер принял участие в объявленном руководством цеха Лана (шерстяников) конкурсе на создание вторых, северных дверей флорентийского баптистерия.
По условиям конкурса общая композиция декора дверей должна была повторить композицию первых дверей баптистерия, созданных в 1330—1336 Андреа Пизано. Темой, предложенной устроителями конкурса, было Жертвоприношение Авраама, а первое место разделили Гиберти и будущий великий флорентийский зодчий Филиппо Брунеллески. Последний от дальнейшей работы отказался, и заказ был передан Гиберти. Конкурсный рельеф Жертвоприношение Авраама (1401— 1402, Флоренция, Нац. Музей) — первая самостоятельная работа Гиберти — уже раскрывает некоторые характерные черты его дарования. Если конкурсный рельеф его соперника Брунеллески отличает драматическая экспрессия, то в композиции Гиберти проступает свойственное этому мастеру гармоническое начало.
Пересекающий композицию по диагонали резкий излом огромной скалы соседствует с плавностью очертаний фигур и рисунка складок одежд, обнаженный юный Исаак напоминает статуи античных юношей — эфебов. Северные двери баптистерия (1403—1424) полностью повторяют композицию южных дверей Андреа Пизано. Орнаментальные тяги разбивают поверхность дверей на 28 квадратов, в которые вписаны обрамляющие рельефы квадрифолии. В двух нижних рядах, как и у Андреа Пизано, их заполняют одиночные фигуры — пророки и сивиллы, предсказавшие пришествие Христа. Творческое воображение Гиберти сдерживала необходимость следовать композиционным схемам, найденным его предшественником, но он в значительной мере сумел это преодолеть. Разнообразие композиционных решений, ритмическое богатство, эмоциональное начало отличают рельефы Гиберти от эмоционально инертных работ Андреа Пизано, а прирожденное дарование декоратора, тонкое чувство ритма позволяют ему естественно вписать изображенные им сцены в сложное обрамление.
Так, в Искушении Христа острые короткие крылья Сатаны повторяют очертания треугольников квадрифолия. С линиями полукружия квадрифолия перекликаются очертания тела Христа и рук палачей в Бичевании Христа. В 1424, едва закончив работу над вторыми дверями баптистерия, он получил заказ на создание третьих дверей (шестигранный по форме баптистерий имеет 3 входа). Сам Гиберти так пишет об этом в своем трактате Комментарии. "Были мне заказаны вторые двери, т. Е. Третьи двери для храма Сан Джованни. Здесь мне было разрешено выполнить их по моему вкусу, так, чтобы они получились самыми превосходными, красивыми и самыми богатыми… Я задумал соблюдать в них все размеры и пытался подражать природе, а также всем очертаниям, которые я смог из нее почерпнуть…".
Третьи двери баптистерия (1424—1452) — самая значительная работа Гиберти и один из самых замечательных памятников итальянского Возрождения. Своему второму названию Райские двери (Porta del Paradiso) они обязаны Микеланджело, сказавшему однажды. "Эти двери так прекрасны, что могли бы украшать вход в рай". Отказавшись от решения, найденного Андреа Пизано и повторенного самим Гиберти во вторых дверях баптистерия, он украсил третьи двери десятью большими квадратными рельефами, посвященными истории Адама и Евы, Каина и Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иосифа, Моисея, Исайи, Давида, Соломона. Их обрамляют стоящие в неглубоких нишах небольшие фигуры Юдифи, Мириам, Исайи, Ионы, Самсона и других библейских персонажей.
Покрывающая рельефы позолота придает дверям особое великолепие. Вряд ли составителем программы скульптурного убранства был сам Гиберти. По-видимому, ее авторами были ученые-теологи или гуманисты. В частности, сохранился текст варианта программы, написанный видным флорентийским гуманистом Леонардо Бруни, по-видимому, не принятый заказчиком. Пластическое решение рельефов должно было поразить современников Гиберти своей новизной. В рельефе обычно господствует первый план, на котором сосредотачиваются все фигуры и детали фона. Рельефы Гиберти подобны картинам — недаром по отношению к ним часто употребляется термин "живописный рельеф". Действие развивается в разных, уходящих в глубину планах, и Гиберти передает эту глубину не только перспективным сокращением, но и постепенным понижением самого рельефа.
Так, в открывающем повествовательный цикл рельефе, посвященном Истории Адама и Евы, сцена Сотворение Адама передана в очень высоком рельефе, Сотворение Евы, отодвинутое в следующий пространственный план, — в более низком, а разыгрывающийся в глубине райского сада эпизод Грехопадение в еще более низком рельефе. Этот принцип соблюдается во всех рельефах, вплоть до последнего — Встреча царя Соломона и царицы Савской, где фигуры толпящихся на первом плане зрителей даны в высоком рельефе, а фигуры встречающихся в глубине, у входа в храм, Соломона и царицы Савской — в очень низком. Та же градация — от высокого рельефа до почти плоского — присутствует и в других рельефах с их великолепными архитектурными фонами (История Иакова и Исава) и пейзажными панорамами.
Райские двери Гиберти так совершенны, его сложные многофигурные композиции так упорядочены, архитектурные декорации так великолепны и сложны, в облике персонажей, пластике поз и жестов есть такое гармоническое начало, что на протяжении многих веков не были созданы церковные двери, подобные этой работе Гиберти.Лит. Гиберти Лоренцо. Commentarii / Авт. Прим. И вступ. Ст. А. Губер. М., 1938. Лазарев В. Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979. Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV вв. М., 1987. Planiscig L. Lorenzo Ghiberti. Wien, 1940. Schlosser J. Von Leben und Meiningen des Florentinischen Bildners. Lorenzo Ghiberti. Basel, 1941. Krautheimer A., Krautheimer-Hess T. Lorenzo Ghiberti. Princeton, 1956..
Дополнительный поиск Гиберти
На нашем сайте Вы найдете значение "Гиберти" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гиберти, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 7 символа