Гус

216

, Хуго ван дер (van der Goes, Hugo) Ок. 1440, Гент (?) — 1482, монастырь Родендале близ Брюсселя. Нидерландский живописец. О начальном этапе его творчества сведений не сохранилось. С 1465 работал в Генте, в 1467 стал мастером гильдии живописцев, в 1474 — ее деканом. В 1476 удалился в монастырь, живя там как светское лицо. Ок. 1481 посетил Кёльн. В последние годы был подвержен приступам душевной депрессии. Писал главным образом алтарные композиции, но также занимался декоративной живописью. В 1468 принимал участие в праздничном украшении Брюгге, а в 1471—1472 — Гента. Произведения Гуса не подписаны и не датированы. Его достаточно короткий творческий путь представлен небольшим количеством картин, но каждая из них отмечена чертами яркой индивидуальности художника, его стремлением по-новому раскрыть традиционные темы.

Примерно к 1470 относится редкий по своему составу диптих (Вена, Музей истории искусства). На левой его створке представлено Грехопадение, на правой — Оплакивание Христа, т. Е. Показаны главные вехи жизненного пути человечества — от первородного греха до искупительной жертвы Бога-Сына. Сцены резко контрастируют друг с другом как символы плоти и духа, и этот контраст подчеркивает общий религиозно-назидательный смысл диптиха. Слева, среди сочной зелени райского сада, возле усыпанного плодами Древа познания добра и зла — Адам и Ева. Здесь же соблазнитель-змий — несколько наивно трактованная фигурка в виде большой ящерицы с человеческим лицом. Справа, на голом каменистом склоне Голгофы, вокруг израненного тела Христа — группа оплакивающих.

Они являют все оттенки переживаемого горя. От открытого всплеска отчаяния до безмолвного затаенного страдания. Мрачное грозовое небо с одиноким крестом на его фоне завершает сцену. Самое знаменитое произведение Гуса — монументальный Алтарь Портинари (1474—1478, Флоренция, галерея Уффици), созданный по заказу флорентийского купца Томмазо Портинари, представителя банка Медичи в Брюгге. Это триптих с боковыми створками, центральная часть которого изображает Поклонение младенцу Христу. Художник вновь отступает здесь от принятой иконографии. В центре открытой площадки лежит божественный младенец, за ним представлена коленопреклоненная грустная Мария, слева — Иосиф, вокруг, также на коленях, изящные фигурки маленьких ангелов.

Рядом с лирическим благочестием этой сцены особенно выразительно выглядит группа пастухов справа. Они воспринимаются как пришельцы из другого, плотского мира. В их благоговейном лицезрении родившегося Христа явлено чудо духовного преображения грубых простых людей. Преображение это происходит постепенно. На скуластом, со вздернутым носом и открытым ртом лице заднего пастуха не ощущается ничего, кроме любопытства. Находящийся перед ним уже понимает, что свершилось нечто необычайное, он опускается на колени, в лице его уже виден отблеск божественной тайны, но особенно выразителен передний пастух. Он стоит на коленях, молитвенно сложив руки, и лицо его чудесно просветлено выражением радостной умиленности, нежности и надежды.

На внутренних створках изображены святые покровители заказчика и его семьи, равно как и само его семейство. Особенно трогательны и привлекательны портреты детей — двух мальчиков и девочки. Столь лиричное и правдивое изображение детской натуры появляется впервые в нидерландском искусстве. Алтарь, исполненный в Нидерландах, был затем привезен во Флоренцию. К теме поклонения пастухов художник обращался и позже (Берлин, Гос. Музеи). Своеобразие последней композиции в том, что она показана в виде сценического представления. По краям картины необычно длинного формата изображены полуфигуры пророков, раздергивающих занавес, за которым и возникает сцена поклонения. Группа возле Младенца скомпонована более плотно. Подбегающие слева два пастуха изображены в резком движении, их благочестиво-изумленные переживания близки тем, что владели пастухами предшествующей картины.

Самое позднее произведение мастера — исполненное незадолго до смерти Успение Девы Марии (ок. 1480, Брюгге, Гор. Художественная галерея). Оно свидетельствует о нарастании в творчестве мастера черт острого драматизма. Собравшиеся вокруг постели усопшей апостолы полны скорби, отчаяния и тоски. Чувства и переживания людей проявляются тут еще более многообразно, чем в раннем Оплакивании Христа. Холодный колорит строится на оттенках синего, голубого и серого. Из документальных источников известно, что Гус писал и портреты, хотя ни одного произведения собственно портретного жанра до нас не дошло. О тонком проникновении в человеческую натуру свидетельствуют уже упомянутые портреты заказчиков Алтаря Портинари. Известно портретное изображение молодого мужчины с молитвенно сложенными руками (ок.

1475, Нью-Йорк, музей Метрополитен), которое считается створкой несохранившегося алтаря. Образ впечатляет душевной взволнованностью, в нем ощущается незаурядность личности, глубина индивидуального религиозного чувства. Если в творчестве некоторых предшественников и современников Гуса (Кристус, Баутс) сильнее проявлялось тяготение к обмирщению религиозных сцен, то сам он всю мощь своего дарования направил на раскрытие духовного начала в человеке как одной из основных побудительных сил развития жизни.Лит. Denis V. Hugo van der Goes. Berlin, 1964. Domscheit M. Hugo van der Goes. Dresden, 1976..

Значения в других словарях
Гужон

, Жан (Goujon, Jean) Ок. 1510, Руан — 1564/1568, Болонья (?). Французский скульптор, архитектор, график, теоретик. Творчество Гужона, как и его современников — писателя Франсуа Рабле, поэта Пьера Ронсара, — знаменовало собой эпоху расцвета Ренессанса во Франции. Сведений о жизни Гужона сохранилось немного. Первые упоминания о нем найдены в архивах Руана за 1541, где он назван городским архитектором и скульптором. Предполагают, что он побывал в Италии, посетил Рим, испытал влияние итальянского зо..

Гуиди

, Доменико (Guidi, Domenico) 1625, Каррара, Неаполь — 1710, Рим. Итальянский скульптор. Мастер барокко. Учился у своего дяди Дж. Финелли в Неаполе. С 1649 работал в Риме, был учеником и помощником А. Альгарди. Имел впоследствии свою мастерскую в Риме, как и Э. Феррата. В 1670—1675 был президентом Академии Св. Луки в Риме. После смерти Бернини, Феррата, Раджи, стал ведущим мастером Рима, имел заказы из Франции, Германии, Испании, с Мальты. Его образам присуща некоторая холодная патетика, театраль..

Гуттузо

, Ренато (Guttuso, Renato) 1912, Багерия, близ Палермо — 1987, Рим. Итальянский живописец, представитель неореализма в изобразительном искусстве. Изучал право и классическую филологию в Палермском университете. Первые профессиональные навыки получил в мастерской палермского ремесленника, занимавшегося росписью повозок. В 1931 переехал в Рим, затем в Милан. В 1938 стал одним из основателей журнала Корренте и одноименной группировки художников-антифашистов. В 1940 вступил в коммунистическую партию..

Гуччи

, Санти (Gucci, Santi) Ок. 1530, Флоренция — ок. 1600, Пиньчув. Итальянский скульптор и архитектор Позднего Возрождения. Учился, по-видимому, во Флоренции. С середины 1550-х работал в Польше. Придворный архитектор польских королей. В начальный период своего пребывания в Польше Гуччи работал в Кракове, выполняя заказы королевской семьи. Позднее его деятельность развернулась в городке Пиньчув (Келецкое воеводство в центральной части страны), где он основал мастерскую. Большие залежи песчаника и ра..

Дополнительный поиск Гус Гус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гус" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 3 символа