Гус
, Хуго ван дер (van der Goes, Hugo) Ок. 1440, Гент (?) — 1482, монастырь Родендале близ Брюсселя. Нидерландский живописец. О начальном этапе его творчества сведений не сохранилось. С 1465 работал в Генте, в 1467 стал мастером гильдии живописцев, в 1474 — ее деканом. В 1476 удалился в монастырь, живя там как светское лицо. Ок. 1481 посетил Кёльн. В последние годы был подвержен приступам душевной депрессии. Писал главным образом алтарные композиции, но также занимался декоративной живописью. В 1468 принимал участие в праздничном украшении Брюгге, а в 1471—1472 — Гента. Произведения Гуса не подписаны и не датированы. Его достаточно короткий творческий путь представлен небольшим количеством картин, но каждая из них отмечена чертами яркой индивидуальности художника, его стремлением по-новому раскрыть традиционные темы.
Примерно к 1470 относится редкий по своему составу диптих (Вена, Музей истории искусства). На левой его створке представлено Грехопадение, на правой — Оплакивание Христа, т. Е. Показаны главные вехи жизненного пути человечества — от первородного греха до искупительной жертвы Бога-Сына. Сцены резко контрастируют друг с другом как символы плоти и духа, и этот контраст подчеркивает общий религиозно-назидательный смысл диптиха. Слева, среди сочной зелени райского сада, возле усыпанного плодами Древа познания добра и зла — Адам и Ева. Здесь же соблазнитель-змий — несколько наивно трактованная фигурка в виде большой ящерицы с человеческим лицом. Справа, на голом каменистом склоне Голгофы, вокруг израненного тела Христа — группа оплакивающих.
Они являют все оттенки переживаемого горя. От открытого всплеска отчаяния до безмолвного затаенного страдания. Мрачное грозовое небо с одиноким крестом на его фоне завершает сцену. Самое знаменитое произведение Гуса — монументальный Алтарь Портинари (1474—1478, Флоренция, галерея Уффици), созданный по заказу флорентийского купца Томмазо Портинари, представителя банка Медичи в Брюгге. Это триптих с боковыми створками, центральная часть которого изображает Поклонение младенцу Христу. Художник вновь отступает здесь от принятой иконографии. В центре открытой площадки лежит божественный младенец, за ним представлена коленопреклоненная грустная Мария, слева — Иосиф, вокруг, также на коленях, изящные фигурки маленьких ангелов.
Рядом с лирическим благочестием этой сцены особенно выразительно выглядит группа пастухов справа. Они воспринимаются как пришельцы из другого, плотского мира. В их благоговейном лицезрении родившегося Христа явлено чудо духовного преображения грубых простых людей. Преображение это происходит постепенно. На скуластом, со вздернутым носом и открытым ртом лице заднего пастуха не ощущается ничего, кроме любопытства. Находящийся перед ним уже понимает, что свершилось нечто необычайное, он опускается на колени, в лице его уже виден отблеск божественной тайны, но особенно выразителен передний пастух. Он стоит на коленях, молитвенно сложив руки, и лицо его чудесно просветлено выражением радостной умиленности, нежности и надежды.
На внутренних створках изображены святые покровители заказчика и его семьи, равно как и само его семейство. Особенно трогательны и привлекательны портреты детей — двух мальчиков и девочки. Столь лиричное и правдивое изображение детской натуры появляется впервые в нидерландском искусстве. Алтарь, исполненный в Нидерландах, был затем привезен во Флоренцию. К теме поклонения пастухов художник обращался и позже (Берлин, Гос. Музеи). Своеобразие последней композиции в том, что она показана в виде сценического представления. По краям картины необычно длинного формата изображены полуфигуры пророков, раздергивающих занавес, за которым и возникает сцена поклонения. Группа возле Младенца скомпонована более плотно. Подбегающие слева два пастуха изображены в резком движении, их благочестиво-изумленные переживания близки тем, что владели пастухами предшествующей картины.
Самое позднее произведение мастера — исполненное незадолго до смерти Успение Девы Марии (ок. 1480, Брюгге, Гор. Художественная галерея). Оно свидетельствует о нарастании в творчестве мастера черт острого драматизма. Собравшиеся вокруг постели усопшей апостолы полны скорби, отчаяния и тоски. Чувства и переживания людей проявляются тут еще более многообразно, чем в раннем Оплакивании Христа. Холодный колорит строится на оттенках синего, голубого и серого. Из документальных источников известно, что Гус писал и портреты, хотя ни одного произведения собственно портретного жанра до нас не дошло. О тонком проникновении в человеческую натуру свидетельствуют уже упомянутые портреты заказчиков Алтаря Портинари. Известно портретное изображение молодого мужчины с молитвенно сложенными руками (ок.
1475, Нью-Йорк, музей Метрополитен), которое считается створкой несохранившегося алтаря. Образ впечатляет душевной взволнованностью, в нем ощущается незаурядность личности, глубина индивидуального религиозного чувства. Если в творчестве некоторых предшественников и современников Гуса (Кристус, Баутс) сильнее проявлялось тяготение к обмирщению религиозных сцен, то сам он всю мощь своего дарования направил на раскрытие духовного начала в человеке как одной из основных побудительных сил развития жизни.Лит. Denis V. Hugo van der Goes. Berlin, 1964. Domscheit M. Hugo van der Goes. Dresden, 1976..
Дополнительный поиск Гус
На нашем сайте Вы найдете значение "Гус" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 3 символа