Делоне

253

, Робер (Delaunay, Robert) 1885, Париж — 1941, Монпелье. Французский художник. Один из основоположников абстрактного искусства. Не получив специального образования, начал заниматься живописью в 1905 под впечатлением от творчества Гогена, Сезанна и Сёра. В процессе освоения системы дивизионизма увлекся теорией М. Э. Шеврёля, эффектом "симультанного цветового контраста". В 1912 примкнул к кубистической группировке "Золотое сечение". К 1909—1911 относятся серии на темы городского пейзажа (Сен-Северен, Эйфелева башня, Город, Башни Лана), в которых кубистически расчлененные формы включаются в экспрессивные динамические композиции (Город № 2, 1910, Париж, Нац. Музей современного искусства. Башня, 1910. Красная Эйфелева башня, 1911—1912, обе — Нью-Йорк, Музей С.

Гуггенхейма). В 1910 женился на русской художнице Соне Терк, которая в дальнейшем стала единомышленником Делоне, соавтором его работ в области оформительского и прикладного искусства. Участие в мюнхенской выставке "Синего всадника" (1911) положило начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками. С 1912 Делоне обратился к беспредметной живописи. Композиции серии Окна (1912) выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов (Гренобль, Музей. Филадельфия, Музей искусств). В последующих сериях Диски и Круговые формы (1912—1913) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения (Солнце № 2, 1912—1913, Париж, Нац. Музей современного искусства). Абстрактные картины Делоне по замыслу художника являются "чисто пластическими конструкциями", исключающими какое-либо психологическое или метафизическое истолкование.

Г. Аполлинер назвал направление, основанное Делоне, орфизмом. В некоторых работах, посвященных авиации и спорту, отвлеченные формы сочетаются с фигуративными элементами (Команда из Кардифа, 1912—1913, Эйндховен, Гор. Музей Ван Аббе). В 1914—1920 Делоне жил в Португалии и Испании, где сотрудничал с балетной труппой С. П. Дягилева. Вернувшись в Париж в 1921, сблизился с дадаистами. В период 1920-х, продолжая разрабатывать ранее найденные мотивы (спорт, Эйфелева башня), одновременно писал реалистические портреты своих друзей — А. Бретона, Т. Тцара, Л. Арагона, В. Маяковского, Г. Вальдена. В 1930-х вновь обратился к абстракции. Серии Цветные ритмы, Бесконечные ритмы строятся на системах окружностей разных диаметров, в которых вращаются радужные цвета (Ритм, радость жизни, 1930, Париж, Нац.

Музей современного искусства. Ритм II, 1938, частное собрание). В этот период Делоне много занимался печатной графикой, плакатом. Выполнил ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки 1937 в Париже. Работал также в области прикладного искусства, был участником Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 (Париж).Лит. Delaunay R. De cubisme a l’art abstrait. Paris, 1957. Dorival B. Robert Delaunay. Paris,1975..

Значения в других словарях
Делакруа

, Эжен (Delacroix, Eugene) 1798, Шарантон-Сен-Морис, близ Парижа — 1863, Париж. Французский живописец, график. Глава романтизма. Происходил из состоятельной семьи (по всей видимости, был побочным сыном Талейрана), получил образование в Императорском лицее в Париже. В 1816 поступил в мастерскую П. Н. Герена, художника-классициста, в 1817 — в Школу изящных искусств. Копировал в Лувре старых мастеров, особенно привлекали его Рубенс, Веласкес, Микеланджело, из современников — Давид, Гро, Констебл. Д..

Деларош

, Поль (Delaroche, Paul) 1797, Париж — 1856, Париж. Французский живописец. Происходил из состоятельной семьи, учился у Л. Э. Ватле, Гро. Художник эпохи романтизма. Дебютировал в Салоне 1822 (Иоас, спасаемый Иосавефою, Труа, Музей). Обращение к занимательным историческим сюжетам, эффектный антураж, великолепные костюмы, тщательно выписанные детали принесли Деларошу большую популярность (после картины Дети Эдуарда IV <1830—1831, Париж, Лувр>. В моду вошла прическа "под детей Эдуарда"). Произв..

Делоне, Соня

(Delaunay, Sonia), урожд. Терк, Софья Ильинична 1885, Градижск, Полтавская область — 1979, Париж. Французская художница русского происхождения. Детство провела в Санкт-Петербурге, в 1903—1904 обучалась рисованию и живописи в Карлсруэ у Шмидта-Ройтера. В 1905 прибыла в Париж, где посещала Академию "Палитра". Ранние живописные опыты отмечены влиянием Гогена и фовистов. В 1910 вышла замуж за Робера Делоне, став его верным соратником и последователем в абстрактной живописи, основанной на динамике ц..

Дёль

, Фридрих Вильгельм Эжен (Doel, Friedrich Wielhelm Eugen) 1750, Вейльсдорф, Тюрингия — 1816, Гота. Немецкий скульптор. Учился у скульптора, изготовителя моделей для фарфоровой мануфактуры Н. Венцеля, затем работал на мануфактуре в Вейльсдорфе. При посредничестве Ф. М. Фон Гримм, представителя герцога Готы в Париже, в 1770 поступил на службу к кронпринцу (позднее герцог Эрнст II Саксен-Гота-Альтенбургский). Начал работать в жанре портрета. В 1771 кронпринц отправил Дёля в Париж для продолжения об..

Дополнительный поиск Делоне Делоне

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Делоне" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Делоне, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа