Дёль

193

, Фридрих Вильгельм Эжен (Doel, Friedrich Wielhelm Eugen) 1750, Вейльсдорф, Тюрингия — 1816, Гота. Немецкий скульптор. Учился у скульптора, изготовителя моделей для фарфоровой мануфактуры Н. Венцеля, затем работал на мануфактуре в Вейльсдорфе. При посредничестве Ф. М. Фон Гримм, представителя герцога Готы в Париже, в 1770 поступил на службу к кронпринцу (позднее герцог Эрнст II Саксен-Гота-Альтенбургский). Начал работать в жанре портрета. В 1771 кронпринц отправил Дёля в Париж для продолжения обучения. Сведений о пребывании Дёля там сохранилось мало. Около 14 месяцев он учился у Гудона, брал уроки анатомии у Тетье. Затем кронпринц финансировал его поездку в 1773 в Рим под наблюдением Иоганна Фридриха Рейффенштейна, который являлся агентом при дворе Готы.

В своих письмах к герцогу Эрнсту II Рейффенштейн сообщал о работе Дёля. С 1776 Дёль по протекции скульптора Дж. Франки получал заказы на изготовление копий с античной скульптуры. Он делал их в мраморе и терракоте. Сафо, Венера Медичи, Флора Фарнезе. Создавал и оригинальные произведения (группа Тезей посвящает картину с изображением Венеры Аполлону, рельеф Минерва вручает Пегаса Беллерофонту, 1774—1775, все — Гота, Гор. Музей) в стиле неоклассицизма, проявляя незаурядную фантазию и следуя советам И. И. Винкельмана. Техника исполнения рельефа свидетельствует об изучении греческих стел, прототипом фигуры Беллерофонта послужила статуя Идолино из Археологического музея во Флоренции, которая восходит к Дорифору Поликлета.

Возможно, он использовал также надгробие Назони (для общей композиции рельефа), изображение которого было опубликовано в гравюре Ф. Санти Бартоли. Позднее, через двадцать лет, Дёль исполнил для украшения дворца герцога в Готе другой рельеф из стукко также с фигурой Беллерофонта. После возвращения А. Р. Менгса из Испании (1777) Дёль продолжал работу под его руководством, отойдя от "современного французского стиля", как сообщал в своих отчетах в Готу Рейффенштейн. По заказу русского двора он выполнил копии с работ из Музея Пио-Климентино, создал статую Екатерины II в образе Минервы (1780—1781). В 1779—1780 Дёль работал над скульптурными портретами А. Р. Менгса и И. И. Винкельмана (оба — Гота, Гор. Музей). В 1781 он создал еще один бюст Винкельмана по заказу Рейффенштейна для Пантеона (ныне — в Альберго дель Орсо).

Этот портрет Винкельмана, выполненный Дёлем, был одним из самых достоверных изображений великого немецкого ученого. Эта работа принесла скульптору известность в Риме. Во время пребывания в Италии Дёль выполнил всего несколько заказов для герцога. Упоминавшийся рельеф с Беллерофонтом, статую Меркурий (1777, Гота, храм в парке) и урну для надгробия кронпринца (1780). Перед возвращением в Тюрингию Дёль посетил в 1781 Неаполь, Болонью, Венецию, Вену, Прагу, Дрезден. В 1782 получил звание профессора. В 1786 открыл школу рисунка во дворце герцога Готы и был назначен хранителем коллекции слепков античной скульптуры во дворце Фридрихштейн, созданной при содействии Рейффенштейна. Стал хранителем Кунсткамеры (с 1792).

Для коллекции слепков Дёль исполнил копии голов Аполлона Бельведерского и Танцующего Фавна. Наибольшее число его самостоятельных работ (портреты, статуэтки, надгробия) были созданы для дворов в Готе, Веймаре, Мейнингене и Анхальт-Дессау. Писал портреты для Августа, герцога Саксен-Гота-Альтенбургского, преемника герцога Эрнста II, представителей городской знати и богатых заказчиков из средних классов в стиле неоклассицизма (исполнил портреты Эрнста II, Ганса Вильгельма и Морица Августа фон Тюммель, Иоганна Бенджамена Коппа, математика Кестнера, Юлианы Франциски фон Бухвальд, принцессы Луизы Анхальт-Дессауской). В современных одеяниях представил принцев Эмиля Августа и Фридриха Саксен-Гота-Альтенбургских, Кристиана Фридриха Самюэла Ханемана.

Создавал рельефы для интерьеров дворцов Фридрихштейн, Бельведер в Веймаре, Мейнингене (рельеф Кастор с Пегасом, ок. 1782), стукковые рельефы для школы в Дессау (1790—1795). Ок. 1797 исполнил рельеф Минерва среди муз и сирен для портика Пантеона в Ворлице и рельеф для тимпана храма Флоры в этом же городе. Для Иоганнескирхе в Люнебурге в 1796 создал аллегорические фигуры Любви, Надежды, Силы, статую Лейбница для Ганновера, Лессинга — для библиотеки в Вольфенбюттель, надгробие астроному И. Кеплеру (1808) в Регенсбурге. Создавал также эскизы изделий для мануфактуры в Альтенбурге, используя формы неоклассицизма. Являлся членом Академии художеств Берлина.Лит. Zeller H., Steinmann U. Zur Entstehung der Winckelmann — Busten von Friedrich Wielhelm Doell // Winckelmann — Gesellschaft Stendal, Jahresgabe 1954/55.

Berlin, Academie, 1956. P. 18—56. Frank Ch., Mathies U. D., Poulet A. H. Diderot for Guiard and Houdon. Projects for a funerary monument at Gotha // The Burlington Magazine. 2002. August. P. 475—485..

Значения в других словарях
Делоне

, Робер (Delaunay, Robert) 1885, Париж — 1941, Монпелье. Французский художник. Один из основоположников абстрактного искусства. Не получив специального образования, начал заниматься живописью в 1905 под впечатлением от творчества Гогена, Сезанна и Сёра. В процессе освоения системы дивизионизма увлекся теорией М. Э. Шеврёля, эффектом "симультанного цветового контраста". В 1912 примкнул к кубистической группировке "Золотое сечение". К 1909—1911 относятся серии на темы городского пейзажа (Сен-Север..

Делоне, Соня

(Delaunay, Sonia), урожд. Терк, Софья Ильинична 1885, Градижск, Полтавская область — 1979, Париж. Французская художница русского происхождения. Детство провела в Санкт-Петербурге, в 1903—1904 обучалась рисованию и живописи в Карлсруэ у Шмидта-Ройтера. В 1905 прибыла в Париж, где посещала Академию "Палитра". Ранние живописные опыты отмечены влиянием Гогена и фовистов. В 1910 вышла замуж за Робера Делоне, став его верным соратником и последователем в абстрактной живописи, основанной на динамике ц..

Дель Эра

, Джованни Баттиста (Dell’Era, Giovanni Battista) 1765, Тревильо — 1798, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер, сценограф. В течение трех лет учился в Бергамо у венецианского живописца Ф. Капелла. В 1781 — в миланской Академии Брера у Дж. Альбертолли, Дж. Трабалези и Дж. Франки. По рекомендации последнего в 1783 работал в Бондо ди Валь Брегалья (Швейцария) учителем рисунка в доме губернатора и капитана П. Де Салис. При финансовой поддержке своего покровителя смог в 1785 осуществить..

Дельво

, Поль (Delvaux, Paul) 1897, Антхейт — 1994, Фюрн. Бельгийский живописец. Обучался архитектуре и живописи в Академии художеств в Брюсселе. От ранних пленэрных пейзажей перешел в 1920-х к экспрессионизму в манере Пермеке. В 1934 уничтожил ранее созданные работы и под впечатлением от живописи Де Кирико и Магрита обратился к сюрреалистической тематике сновидений. В живописи Дельво, проникнутой отчужденным эротизмом, повторяются одни и те же мотивы. В пустынных пространствах площадей, вокзалов маяча..

Дополнительный поиск Дёль Дёль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дёль" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дёль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа