Джордано
, Лука (Giordano, Luca) 1634, Неаполь — 1705, Неаполь. Итальянский художник. Искусство этого неаполитанского живописца оказало влияние на живопись XVIII столетия. Он принадлежал к кругу мастеров, много разъезжавших по Италии, выполнял большое количество заказов, был хорошо известен при дворах Италии и за рубежом. За быстроту и количество созданных работ получил прозвище "Fa presto" ("Делает быстро"). Джордано родился в Неаполе и в юности испытал влияние испанца Х. Риберы, последователя живописной реформы Караваджо. В ранних произведениях — серии полотен Философы (Брешия, пинакотека Тозио-Мартиненго. Рим, Нац. Галерея. Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), полуфигуры нищих-бродяг с атрибутами античных мыслителей порой выглядят гротескно в отличие от подобных "портретов-типов" Риберы.
Сильной караваджистской непрозрачной светотенью моделированы их крепкие фигуры, выступающие из темного фона. Живописные приемы караваджизма (эффекты искусственного света, динамичное распределение светотени) присутствуют и в других ранних произведениях. Аполлон и Марсий, Мученичество св. Лаврентия (оба — Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Кузница Вулкана (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Однако сюжеты трактованы с некоторой поверхностностью, менее эмоционально, чем у Караваджо и Риберы, персонажи сцен из Священного Писания и мифологии выглядят более холодными. Из Неаполя Джордано отправился в Рим (нач. 1650-х), Флоренцию, Болонью, Парму, Венецию (1650-е, 1667). В Риме на него произвели впечатление своим грандиозным размахом барочные иллюзионистические архитектурные перспективы Пьетро да Кортона, в Венеции — Веронезе и Тициан.
От самого неаполитанского художника мастера Венеции восприняли приемы сильной контрастной светотени ("тенебризма" — от итал. Tenebroso), а Джордано, получив здесь заказы на росписи церквей, пытался постичь тайны светоносного колорита венецианцев, подражать мягкой пластике их мазка, пространственным, наполненным светом композициям Веронезе в больших декоративных циклах (росписи палаццо Рикарди во Флоренции). Его образы в станковых картинах на сюжеты из Священного Писания (Мадонна с балдахином, Рим, Нац. Галерея) или мифологические сюжеты (Сон Вакха, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Любовь и пороки обезоруживают Правосудие, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) насыщены светским духом, несут в себе оттенок чувственной грации, предвосхищающей рококо.
В декоративных фресковых росписях его не увлекало построение сложных архитектурных перспектив, маленькие, парящие в бездонном небе фигурки сосредоточены главным образом по бокам, оставляя пустым небесное пространство в центральной части плафона. Иногда аллегорическое содержание его росписей несколько усложнено, как во фресках Королевского дворца в Мадриде и в соборе в Толедо, исполненных во время пребывания в Испании, но его живопись всегда несет в себе атмосферу праздничности, предвосхищая искусство венецианских "виртуозов" XVIII в., светскую трактовку аллегории в век Просвещения. Поздний цикл станковых картин на тему Истории Юдифи (1704, Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте), пожалуй, самое драматическое произведение Джордано.
Картины написаны динамичным мазком, бурная экспрессия в выражении чувств героев, как всегда в работах художника, кажется несколько поверхностной. Джордано был мастером переходной эпохи рубежа XVII—XVIII вв., поэтому в его творчестве черты позднего барокко подверглись своеобразной трансформации, предвосхищая открытия нового столетия.Лит. Causa R. Pittura napolitana dal XV al XIX secolo. Bergamo, 1961. Museo del Prado. Pintura Napolitana. De Caravaggio a Giordano. Catalogo. Madrid, 1995. Luca Giordano. "Christus und die bhebrecherin". Katalog / Hrsg. A. Kreul. Bremen, 1995..
Дополнительный поиск Джордано
На нашем сайте Вы найдете значение "Джордано" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джордано, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 8 символа