Дициани

177

, Гаспаре (Diziani, Gaspare) 1689, Беллуно — 1767, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Ученик Г. Лаццарини, в 1730-е приобрел большую известность в Венеции, на территории Террафермы, а также в Дрездене — столице Саксонии, где работал при дворе принца Фридриха Августа, выполняя монументальные росписи, оформляя спектакли и празднества вместе с известным художником-сценографом А. Маури. В отличие от Я. Амигони и Дж. А. Пеллегрини большинство работ Дициани выполнено на родине. Аллегория Триумф пиршества Дициани украшает плафон зала венецианского музея искусства XVIII в. — Ка’Реццонико. Следуя манере С. Риччи, художник располагает небольшие легкие фигуры по диагонали в бело-голубом, словно наполненным светом и воздухом пространстве росписи.

Ощущение плывущих вслед за облаками аллегорических фигур усиливают развевающиеся ткани их одежд (как и во фресках С. Риччи). Подобно С. Риччи, Дициани с помощью мимики и жестов персонажей прекрасно передавал их внутреннее состояние (сцены на сюжеты из Нового Завета, 1733, Венеция, церковь Сан Стефано). Алессандро Лонги в труде Compendio (1762) о мастерах Венеции отмечал фантазию Г. Дициани и большое число исполненных им работ в церквах и палаццо Венеции, на территории земель Террафермы. Композиционному приему С. Риччи подражает художник и в росписи плафона церкви Сан Бартоломео в Бергамо во фреске Триумф доминиканского ордена. Волнистые контуры легких, почти невесомых фигур монахов-доминиканцев растворяются в поднебесном пространстве.

Во фреске палаццо Ринальди-Барбини в селении Казелла д’Азоло фигура кающейся Марии Магдалины напоминает крестьянку, пришедшую помолиться в часовню. Большое место в росписи занимает пейзаж. В росписях палаццо Авогардо в Тревизо Дициани повторяет приемы иллюзорной росписи Паоло Веронезе, использованные им на вилле Барбаро в Мазере, изображая, как и он, ложное окно с откинутой яркой занавеской, из-за которой выглядывают кокетливые миловидные венецианки и кавалеры. Пристрастие к изображению бытовых сцен проявилось и в станковых полотнах Г. Дициани. В картине Ночь св. Марты (Венеция, Ка’Реццонико) он запечатлел праздник, посвященный св. Марте (29 июля), когда всю ночь в Венеции длится карнавал. Дициани изобразил многочисленные гондолы с пассажирами, которые причаливают к набережной Большого канала, и нарядная толпа высаживается на берег.

Художник со скрупулезной точностью передает костюмы, облик горожан, их жесты. Это своеобразное полотно Дициани сочетает элементы ведуты и бытовой сцены. К изображению многофигурной сцены Дициани обращается и в картине на библейский сюжет Въезд Христа в Иерусалим (Ганновер, Художественный музей), где персонажи Священного Писания соседствуют с одетыми в яркие костюмы венецианскими крестьянами. Дициани избирает горизонтальный формат полотна, позволяющий развернуть широкую панораму, вместить большое количество персонажей. Яркие краски палитры и удлиненные фигуры напоминают произведения Г. Лаццарини. Но в суховатой продуманности распределения по группам всех изображенных фигур, их спокойной жестикуляции и мимике, переданных с педантичной тонкостью, проявился интерес Дициани к передаче острохарактерного.

В алтарных образах Дициани Избиение младенцев и Поклонение волхвов (1730-е, Венеция, церковь Сан Стефано), Явление Мадонны св. Монаху-кармелиту и Св. Елена находит Крест (Венеция, церковь Санта Мария деи Кармини) сцены прекрасно скомпонованы, несмотря на обилие изображенных. Художник часто использует в алтарных композициях сопоставление более холодных тонов первого плана и более теплых — второго, обычно передавая в подобной гамме пейзаж или архитектурные постройки, освещенные ярким светом. Гаспаре Дициани был одним из ведущих "художников-виртуозов", обладавших живописным талантом и фантазией.Лит. Рисунки итальянской школы XVI—XVIII веков. М., 2000. Pilo G. M., Donzelli C. I pittori veneti del Settecento veneto.

Firenze, 1967..

Значения в других словарях
Диотти

, Джузеппе (Diotti, Giuseppe) 1779, Казальмаджоре — 1846, Бергамо. Итальянский живописец-неоклассицист. Учился в Академии художеств Пармы. С 1804 — пенсионер в Риме, где увлекался живописью Ж. Л. Давида, полемизировал с Ф. Айецем. С 1810 по 1846 преподавал в Бергамо в Академии Каррара, где воспитал много учеников. Полотна Диотти Герцог Уголино (1822, Брешия, галерея Тозио-Мартиненго) и Смерть Антигоны (1820-е, Бергамо, Академия Каррара) нравились современной критике, в то время как первые полотн..

Дитрих

, Кристиан Вильгельм Эрнест (Dietrich, Christian Wilhelm Ernst) 1712, Веймар — 1774, Дрезден. Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. Учился у своего отца И. Г. Дитриха. С 1724 у пейзажиста из Дрездена А. Тиле. С 1737 работал в Брауншвейге. В 1743—1747 путешествовал по Италии, обратился к пейзажу, но в основном писал картины на бытовые темы в духе голландских мастеров XVII в., а также полотна на религиозные и мифологические сюжеты, батальные сцены. С 1764 — профессор Академии художеств Дрездена..

Добиньи

, Шарль Франсуа (Daubigny, Charles Francois) 1817, Париж — 1878, Париж. Французский живописец и график. Пейзажист, принадлежал к мастерам барбизонской школы. Вышел из среды ремесленников, побывал в Италии (1835—1836), работал в качестве реставратора живописи, занимался гравюрой, испытал влияние Рембрандта. Некоторое время учился у Делароша (1840), копировал в Лувре работы голландских художников. Хоббемы, Я. Рейсдала и др., подрабатывал, иллюстрируя произведения О. Бальзака, Э. Сю, В. Гюго. С 184..

Добсон

, Уильям (Dobson, William) 1610, Лондон — 1646, Лондон. Английский живописец, работавший в жанре портрета. О годах учения и становления известно мало. Очевидно, молодой Добсон был знаком с сэром Р. Пиком, торговцем картинами и гравюрами, благодаря которому получил возможность копировать полотна Тициана и Тинторетто. Вероятно, учился также у немецкого художника Ф. Клейна, управлявшего Мортлейкской шпалерной мастерской. Через своего учителя получил доступ к королевскому собранию живописи, где глав..

Дополнительный поиск Дициани Дициани

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дициани" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дициани, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа