Кандинский
, Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily) 1866, Москва — 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа. Художник русского происхождения, работавший в Германии, России и Франции. Один из основоположников абстракционизма. Получил образование юриста в Московском университете (1885—1892). Решив стать художником, в 1896 переехал в Мюнхен, где обучался живописи в школе Ашбе (1897) и в Академии художеств у Штука (1900). В 1901 основал объединение художников "Фаланга". В период 1903—1907 путешествовал по Германии, Австрии, Голландии, Франции, Тунису, неоднократно заезжал в Россию. По возвращении в Германию в 1908 поселился в Мурнау, близ Мюнхена. В 1909 основал "Новый союз художников Мюнхена", а после его распада, в 1911, объединение "Синий всадник", сыгравшее видную роль в истории европейского искусства XX в.
В 1912 В. Кандинский и Ф. Марк выпустили в свет альманах под тем же названием. Живописные работы 1900-х отмечены различными влияниями. Импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма, русского и немецкого модерна (Одесса. Порт, 1900, Москва, Гос. Третьяковская галерея. Старый город, 1902. Песня Волги, 1906, обе — Париж, Нац. Музей современного искусства). В пейзажах конца 1900-х, написанных в Мурнау, форсированные цвета приобретают силу самостоятельной выразительности, пространственные планы колышутся, изображение утрачивает зрительную устойчивость (Мурнау. Двор замка, 1908, Москва, Гос. Третьяковская галерея. Пейзаж с башней, 1908, Париж, Нац. Музей современного искусства. Мурнау. Вид с железной дорогой и замком, Мюнхен, Гор.
Галерея Ленбаххауз). Пейзажные фантазии 1910-х балансируют на грани фигуративности и абстракции, натурные формы всплывают и исчезают в потоках красочных масс (Озеро, Москва, Гос. Третьяковская галерея. Импровизация 9, Штутгарт, Гос. Художественная галерея). Абстрактные полотна 1910—1914 сохраняют связь с пейзажным восприятием, однако полыхания цвета, парящие формы, молниеносные росчерки ассоциативно соотносятся и с более общими представлениями о динамических процессах в природе. Органическая жизнь, геологические катаклизмы, пульсирующие токи микромира, коловращения в космическом пространстве (Импровизация 30, 1913, Чикаго, Художественный институт. Импровизация. Потоп, 1914, Мюнхен, Гор. Галерея Ленбаххауз. Композиция VI, 1913, Санкт-Петербург, Гос.
Эрмитаж. Композиция VII, 1913, Москва, Гос. Третьяковская галерея). В 1911 вышла книга Кандинского О духовном в искусстве, ставшая одним из первых опытов обоснования абстракционизма. В теории Кандинского элементы художественной формы (линии, отдельные цвета, простейшие конфигурации) являются носителями первичных смыслов. Комбинации таких "чисто художественных", освобожденных от предметности форм-знаков образуют текст, раскрывающий духовное содержание универсума. В 1915 Кандинский вернулся в Россию, где после Октябрьской революции включился в активную педагогическую и организационную деятельность. Работал в отделе ИЗО Наркомпроса, в Институте художественной культуры (Инхук), преподавал в Свободных Государственных Художественных мастерских и во Вхутемасе, был избран вице-президентом новосозданной Российской Академии художественных наук (РАХН).
В этот период абстрактные формы в живописи Кандинского обретают почти вещественную плотность, а фигуративные трактуются как "сгущения" нематериальных энергий (Москва I, 1916, Москва, Гос. Третьяковская галерея. Сумеречное, 1917. Картина с остриями, 1919, обе — Санкт-Петербург, Гос. Русский музей). В 1921 Кандинский возвратился в Германию и, приняв предложение Гропиуса, приступил к преподаванию в Баухаузе. В 1928 получил германское гражданство. Работа в Баухаузе (в Веймаре и Дессау) продолжалась вплоть до его закрытия в 1933. В 1924 по инициативе Кандинского возникло объединение художников "Синяя четверка" (Кандинский, Клее, Явленский, Файнингер). В 1926 вышло его теоретическое сочинение Точка и линия на плоскости, в котором начала художественного формообразования выводятся из линейных построений.
Под воздействием конструктивизма Баухауза сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им "лирическим геометризмом". Из "чертежных" элементов (круг, треугольник, квадрат) и их производных формируются сложные фигуры, располагающиеся по параллельным планам или лучеобразно расходящимся осям (Композиция VIII, 1923, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма. Маленькая мечта в красном, 1925, Берн, Художественный музей. Акцент на розовом, 1925, Париж, Нац. Музей современного искусства). К концу 1920-х хореография геометрических форм обретает почти сценическую выразительность, являя некую отвлеченную модель сюжетных взаимодействий (Уровни, 1929, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма. Капризное, 1930, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена.
Легкое, 1930, Париж, Нац. Музей современного искусства). В 1933 Кандинский переселился во Францию, где пребывал до конца жизни. В 1939 принял французское гражданство. В живописи этого периода достигнут определенный синтез предшествующих поисков. Мягко изгибающиеся формы заключены в четкий контур и ясно выделяются на однотонном фоне (Доминирующая кривая, 1936. Вокруг круга, 1940, обе — Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма. Мягкий порыв, 1944, Париж, Нац. Музей современного искусства). Некоторые из поздних абстракций Кандинского напоминают древние письмена, магические знаки, идеограммы, сближаясь с живописью Миро и предвосхищая направление иероглифической абстракции.Лит. Кандинский. О духовном в искусстве. М., 1992. Сарабьянов Д.
В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994. Лакост М. Кандинский. М., 1995. Grohmann W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk. Koln, 1958. Lassaigne J. Wassily Kandinsky. Genf, 1964..
Дополнительный поиск Кандинский
На нашем сайте Вы найдете значение "Кандинский" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кандинский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 10 символа