Кривелли
, Карло (Crivelli, Carlo) Ок. 1430, Венеция — ок. 1495, Асколи Пичено. Итальянский живописец, сын художника Якопо Кривелли. В 1457 приговорен венецианским судом к шести месяцам тюрьмы за похищение жены моряка. Видимо, в конце 1450-х навсегда покинул Венецию. В нач. 1460-х, после возвращения в Италию, поселился в области Марки. Основную часть творческого наследия Кривелли составляют многостворчатые алтари, написанные для церквей небольших городов области Марки и частично находящиеся на первоначальном месте (1468, Масса Фермата, церковь Сан Сильвестро. Ок. 1473, Асколи Пичено, Пинакотека. 1473, Асколи Пичено, собор. 1476, Лондон, Нац. Галерея. 1481, Ватикан, Пинакотека). Разрозненные части еще нескольких алтарей хранятся в музеях Европы и США.
Наследие Кривелли включает также большое число станковых работ, в том числе серию полуфигур Мадонна с Младенцем (Верона, Музей Кастельвеккио. Нью-Йорк, музей Метрополитен. Бергамо, галерея Академии Каррара. Лондон, Музей Виктории и Альберта. Анкона, Пинакотека). Творчество Кривелли не вмещается в рамки какой-либо определенной художественной школы Италии XV в. Подписывавший свои картины "Карло Кривелли, венецианец", он лишь в молодости был связан с венецианской школой, испытав влияние А. Виварини и отчасти Я. Беллини. Традиции Виварини во многом определили характер многочисленных алтарных полиптихов Кривелли, его любовь к сиянию золота, великолепию парчовых тканей, обилию декоративных деталей. Венецианскую основу имеет и колорит Кривелли, изысканная красота сочетания розово-красных, белых, темно-синих красок, объединенных патиной золотистого тона.
Не менее значительным для творческого формирования Кривелли было знакомство с ранними работами Мантеньи, у которого он воспринял ряд декоративных мотивов (тяжелые фруктовые гирлянды, антикизированный орнамент), жесткость моделировки форм, как бы изваянных из какого-то прочного материала, преувеличенную резкость ракурсов, мимики, жеста. Но основой творческой манеры Кривелли, ставящей его на особое место среди художников его поколения, является сознательная, несколько стилизованная архаизация, позволяющая ему соединять в единое целое драгоценную отделанность форм, нарядность и мягкость красок, несколько манерную прелесть и хрупкость персонажей, их изысканный аристократизм с преувеличенной патетикой драматических сцен, застывшими в гримасе лицами мучеников, резкой утрированностью жестов, угловатостью линий.
В поздних работах Кривелли (Мадонна со свечой, ок. 1490, Милан, галерея Брера. Непорочное зачатие, 1492, Лондон, Нац. Галерея) доминирует утонченное декоративное начало. Влияние Карло Кривелли испытали его брат Витторе Кривелли и художник П. Алеманья.Лит. Zampetti P. Carlo Crivelli. Milano, 1961..
Дополнительный поиск Кривелли
На нашем сайте Вы найдете значение "Кривелли" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кривелли, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа