Купка
, Франтишек (Kupka, Frantisek) 1871, Опочно, Восточная Богемия — 1957, Пюто. Чешский живописец, работавший во Франции. Один из основоположников абстрактного искусства. С 13 лет был подмастерьем у шорника, затем учеником мастера, писавшего вывески. В 1888 поступил в художественно-промышленное училище в Яромерже, в 1889 — в пражскую Академию художеств. В 1892 переехал в Вену, где продолжил обучение в Академии художеств и одновременно увлекся теософией. В 1896 обосновался в Париже и практически не покидал Францию до конца жизни. Сотрудничал во многих иллюстрированных журналах. В графических и живописных работах кон. 1890-х — нач. 1900-х преобладает социально-критический пафос (Деньги, 1899, Прага, Нац. Галерея). Одновременно писал спиритуалистические аллегории, характерные для символизма (Путь молчания, 1903, Прага, Нац.
Галерея). В 1911 Купка включился в созданную братьями Дюшан "группу Пюто", в которую входили также Ф. Леже, Х. Грис, Ж. Метценже, А. Архипенко. С этого времени, отказавшись от сюжетной и аллегорической живописи, художник сосредотачивает внимание на решении формально-пластических задач. В "диких" картинах 1907—1910 проявилось его увлечение искусством греческой архаики, крито-микенским искусством (серия Жиголетты). Под воздействием футуристической теории симультанности, а также знакомства с современными научно-техническими достижениями (хронофотография, рентгеновские лучи) Купка обратился к опытам передачи движения посредством разложения форм на одномоментные аспекты (Женщина, собирающая цветы, 1910—1911, Париж, Нац.
Музей современного искусства). К 1911—1912 относятся его первые абстрактные композиции (Круги Ньютона, Париж, Нац. Музей современного искусства. Аморфа, фуга в двух цветах, 1912, Прага, Нац. Галерея. Этюд к языку вертикалей, 1911, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). В абстракциях Купки радужные цвета располагаются по концентрическим пересекающимся окружностям, расходящимся параболам, полусферам, создавая многомерные системы свертывающихся и раскрывающихся пространств (Вокруг точки, 1911, Париж, Нац. Музей современного искусства. Размещение графических мотивов, 1912—1913, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). В теоретическом сочинении Творение в пластических искусствах (написано в 1911, опубликовано в 1923) Купка изложил свои представления о назначении искусства.
Художник призван найти зримые эквиваленты "другой реальности" — миросозидающих, животворящих сил вселенной. Большая серия Горизонтальные и вертикальные планы (1913—1928) строится на сложных пересечениях призматических форм, в которых играют цвета преломленных световых лучей, вызывая многоплановые ассоциации с готической архитектурой, музыкальной полифонией, космической гармонией (Собор, 1913, Париж, частное собрание. Голубое движение, 1924, Париж, Нац. Музей современного искусства). Длительное время Купка оставался одинокой фигурой во французском искусстве. В 1922 был назначен экстраординарным профессором пражской Школы изящных искусств (занимался обучением чешских студентов в Париже), что обеспечило ему материальную независимость.
Встретившись с Ван Дусбургом, в 1931 включился в объединение "Абстракция—Творчество". В полотнах этого времени преобладают ортогональные пересечения прямоугольных плоскостей и сегментов. Отвлеченная стереометрия сменяется в серии работ 1925—1935 комбинациями машиноподобных форм (сомкнутые контуры шатунов, дисков, поршней). После Второй мировой войны регулярно участвовал в Салоне новых реальностей, получил широкое признание как один из основателей абстракционизма.Лит. Vachtova L. Frantisek Kupka, Pioneer of Abstract Art. New York. Toronto, 1968. Fauchereau S. Kupka. Paris, 1988..
Дополнительный поиск Купка
На нашем сайте Вы найдете значение "Купка" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Купка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 5 символа