Ла Тур, Морис

189

Кантен де (La Tour, Maurice Quentin de) 1704, Сен-Кантен — 1788, Сен-Кантен. Французский живописец. Работал в технике пастели. Ла Тур, выросший в провинции, не получил в молодости систематического художественного образования в сколько-нибудь известной живописной мастерской. Посетил Реймс, Камбре (1724), Англию (ок. 1725), Голландию (1766). Работал в Париже и Сен-Кантене. Начал использовать технику пастели, вероятнее всего, под влиянием итальянки Р. Каррьера, от которой его, впрочем, выгодно отличала способность к быстрой передаче портретного сходства. Первый из его известных портретов — Портрет Вольтера (1731), сохранившийся только в гравюре Ланглуа. С этого момента Ла Тур становится знаменитым в Париже портретистом, а в 1646 — академиком за Портрет художника Рету (Париж, Лувр), с 1750 — "живописцем короля".

В 1740-е выполняет серию больших репрезентативных портретов, в которых, соблюдая все жанровые требования, не изменяет своему стремлению к глубокой психологической характеристике персонажа. Среди самых известных работ этого периода — Портрет Дюваля д’Эпине (1745, Лиссабон, Нац. Музей старого искусства), Портрет Марии Лещинской (1748, Париж, Лувр), Портрет маршала Морица Саксонского (1748, Дрезден, Картинная галерея). Все они существенно отличаются от обычных официальных портретов этой эпохи глубоким проникновением в характер портретируемого, ощущением близкого, даже доверительного контакта со зрителем, метко схваченным, сильным и живым выражением. К 1750-м Ла Тур решительно меняет круг заказчиков, теряет интерес к придворной среде и погружается в атмосферу интеллектуальной жизни Парижа.

Результатом его удивительной активности в эти годы стали 18 портретов, представленных в Салон 1753. Теперь это совсем другой круг персонажей — философы и ученые, писатели и артисты. Ж. Л. Д’Аламбер (Париж, Лувр), Ж.-Ж. Руссо (Женева, Музей искусства и истории) и др. В этих портретах еще ярче проявилось умение Ла Тура показать зрителю не только живое, полное мысли и чувства лицо, но и скрытую, внутреннюю, душевную жизнь персонажа. Его проницательный, аналитический взгляд всегда угадывает самые важные черты и пружины характера, даже если он всматривается в самого себя, как в знаменитых автопортретах (1751, Амьен, Музей Пикардии. 1757, Париж, Лувр). Особое место в его творчестве принадлежит подготовительным рисункам и этюдам.

В них ярче всего проявилась свойственная Ла Туру манера поиска мгновений выразительности, нюансов, оттенков выражений, открывающих подлинное содержание характера. В этом ему не было равных, как и в живописном мастерстве — в нежном, жемчужном колорите, быстрой смене теплых и холодных оттенков, в солнечной, пронизанной светом поверхности изображения. К сожалению, творческая энергия рано оставила Ла Тура, в начале 1760-х он вдруг принялся переделывать свои ранние работы и вскоре оставил живопись.Лит. Золотов Ю. К. Морис Кантен де Латур. М., 1960. Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968. Bernard A. Latour, la vie et l’?uvre de l’artiste. Paris, 1928. Leroy A. Maurice Quentin de La Tour. Paris, 1933..

Значения в других словарях
Кьяри

, Джузеппе Бартоломео (Chiari, Giuseppe Bartolomeo) 1654, Рим — 1727, Рим. Итальянский живописец. Родился в семье уроженцев Тосканы (биограф художника Н. Пио утверждает, что и Дж. Б. Родился в Тоскане). Обучался в Риме у К. Маратти, являлся одним из любимых его учеников и помощников, наиболее ревностных последователей его неоклассицистической манеры. Маленькие, кабинетного формата полотна Кьяри на религиозные и мифологические сюжеты отличаются грацией, особой элегантностью в духе т. Н. "мараттес..

Ла Тур, Жорж де

(La Tour, George de) 1593, Вик-сюр-Сей — 1652, Люневиль. Лотарингский живописец, заново открытый историками искусства XX в. Сформировался под влиянием караваджистского движения, но обладал несомненной и значимой самобытностью, поэтому его историческое значение не ограничивается приверженностью темам и приемам, введенным Караваджо. Родился Ла Тур в семье булочника. Ранняя пора его жизни скрыта от исследователей. Нет сведений о том, с кем он был духовно близок, у кого учился, неизвестны и какие-л..

Лаар

, Питер ван (Laer, Pieter van) Ок. 1592, Харлем — после 1642, Харлем. Голландский живописец и гравер, по прозвищу Бамбоччо (от итал. Bamboccio — пузырь). В 1624—1639 жил и работал в Риме, посетил Францию, затем жил в Харлеме. В Риме, где, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко, Лаар создал новый, пользовавшийся успехом жанр живописи — тип небольших картин, изображавших непритязательные уличные сценки, быт бедноты на фоне городского и сельского пейзажа. Крестьяне играют в наро..

Лабурер

, Франческо Массимилиано (Laburer, Francesco Massimiliano) 1767, Брюссель — 1831, Рим. Итальянский скульптор. Сын скульптора Массимилиано Лабурера (1739—1812), уроженца Брюсселя. Учился у своего отца и Б. Торвальдсена. Автор книги Описания барельефов, украшающих фриз Браччо Нуово, пристроенного при Пие VIII к музею Пио-Климентино (1812). В Риме имел прозвище "кавалер Массимилиано", с 1802 член Академии Св. Луки. С 1812 — профессор. С 1820 — президент Академии. Автор известных произведений. Стату..

Дополнительный поиск Ла Тур, Морис Ла Тур, Морис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ла Тур, Морис" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ла Тур, Морис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 13 символа