Матейко
, Ян (Matejko, Jan) 1838, Краков — 1893, Краков. Польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852—1858) у В. К. Статлера и В. Лущкевича, в Академиях художеств Мюнхена (1859) и Вены (1860). Работал в основном в Кракове. Неоднократно посещал Францию, бывал в Италии, Турции и Австрии. Директор Школы изящных искусств в Кракове (с 1873). Исторический живописец и портретист. Тематика работ связана с судьбами родной страны, размышлениями об утраченной национальной независимости, о прошлом величии отечества и надежде на лучшее Польши. Отсюда главенство исторического жанра в искусстве художника. Отсюда же и значительная доля романтической патетики и драматизма в образном решении большинства картин. Ранние исторические полотна Матейко связаны с размышлениями мастера о причинах упадка Польши.
Он приходит к выводу о трагической вине польской шляхты и ее ответственности за развал государства. Этими идеями вдохновлены картины Станьчик (1862), Проповедь Скарги (1864), Рейтан (1866. Все — Варшава, Нац. Музей). Реальные исторические персонажи предстают здесь как бы двойниками художника, выражая его сложное психологическое состояние, его печали и надежды. Характерно использование цвета как средства драматической характеристики главного действующего лица. Так, пылающий красный костюм королевского шута Станьчика, приковывая к себе внимание, заставляет проникнуться трагическими размышлениями героя, облику которого к тому же художник придал собственные черты. С кон. 1860-х Матейко начинает обращаться к тем событиям прошлого, которые возвеличивают и прославляют Польшу.
Соответственно меняется его художественно-образная концепция. Увеличиваются размеры картин, умножается количество действующих лиц. Композиция становится панорамной, действие в ней вместо одного центрального события часто распадается на ряд эпизодов, что затрудняет целостность восприятия. В картинах Люблинская уния (1869), Стефан Баторий под Псковом (1872. Обе — Варшава, Нац. Музей), Присяга Пруссии на верность Польше (1882, Краков, Нац. Музей), Ян Собесский под Веной (1883, Рим, Ватикан) прежняя романтическая и драматическая интонация сменяется почти барочным пафосом, с которым соседствует тщательность передачи всевозможных деталей старинного убранства и костюмов, изученных художником по иконографическим источникам.
Однако стремление к протокольной точности, иллюзорная манера письма порой вступают в противоречие с общей торжественной интонацией. Значительное место в творческом наследии Матейко занимает портретный жанр. Здесь живописное мастерство художника проявляется с особой полнотой. Изображая обычно видных деятелей культуры Польши, он подчеркнуто монументализирует свои модели. Портрет Юзефа Дитля (1864, Краков, Ягеллонский университет), Портрет Петра Мошиньского (1874, Краков, Нац. Музей), Портрет Генрика Краевского (1892, Варшава, Нац. Музей). Полны обаяния портреты членов семьи художника, его жены и детей, написанные в изысканной, богатой оттенками гамме (Портрет трех детей художника, 1870, Варшава, Нац. Музей. Портрет четырех детей художника, 1879, Львов, Картинная галерея).
В автопортретах Матейко стремится дать анализ собственной личности. Особенно впечатляет поздний Автопортрет (1892, Варшава, Нац. Музей), где перед зрителем предстает скорбный облик мастера, заканчивающего свой жизненный путь.Лит. Мытарева К. В. Матейко. Л., 1963. Островский Г. Ян Матейко. М., 1965..
Дополнительный поиск Матейко
На нашем сайте Вы найдете значение "Матейко" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Матейко, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа