Пизано, Андреа
(Pisano, Andrea), наст. Имя Андреа да Понтедера (Andrea da Pontedera) Сведения с 1330 по 1348. Итальянский архитектор и скульптор, уроженец Пизы. Возглавлял большую мастерскую, в которой работал его сын Нино Пизано, скульптор Альберто Арнольди и другие мастера. Создавший ряд крупных скульптур, Андреа Пизано был в первую очередь выдающимся мастером рельефа. Первая дошедшая до нас работа Андреа Пизано — рельефы и орнаментальный декор бронзовых дверей флорентийского баптистерия (1330—1336). Решение его декора стало классическим для итальянского искусства этого времени — недаром композицию дверей, украсивших южный портал баптистерия, повторил в 1404—1424 Лоренцо Гиберти в северных дверях баптистерия. От несколько тяжеловесного и аморфного скульптурного декора, характерного для украшения церковных врат в XIII—XIV вв., двери флорентийского баптистерия отличает органическое сочетание великолепия, нарядности и строгой упорядоченности.
Поверхность дверей разбита на 28 больших квадратов, в которые вписаны по очертаниям квадрифолии, обрамляющие бронзовые рельефы, 20 из которых посвящены истории Иоанна Крестителя, а 8 — христианским добродетелям. Как и другие итальянские мастера, Андреа Пизано использует некоторые элементы готической стилистики. И в то же время в них есть ясное, классическое начало. Сдержанность эмоций, величие образов, плавность движений и очертаний фигур сочетаются в них с богатством пластики, энергией лепки форм. Таков, в частности, один из лучших рельефов этих дверей — Встреча Девы Марии и Елизаветы. Второй и последней значительной работой Андреа Пизано является цикл рельефов, украсивших цоколь кампанилы — колокольни флорентийского собора в 1337—1343 (ныне — музей собора Опера дель Дуомо).
Эти большие шестиугольные рельефы объединяет общая программа, посвященная круговороту человеческой деятельности — ремеслам, свободным и механическим искусствам, покровительствующим человеческой деятельности планетам и добродетелям. Лапидарность языка, плавность и обобщенность контуров, энергия форм, позволяющая легко "читать" эти сравнительно небольшие рельефы, сочетается в них с жизненной достоверностью деталей и эпическим началом — в Ткачестве рядом с ткацким станком предстают две величественные женщины, в Пахоте рвутся из упряжки могучие волы. Превосходный мастер рельефа, умевший придать ясность и читаемость даже небольшим, находящимся достаточно далеко от зрителя композициям, Андреа Пизано не менее удачно работал и в круглой скульптуре.
Одна из лучших его работ в этом жанре — мраморная статуя Мадонны с Младенцем (1340-е, Орвието, Музей собора), в которой женственная мягкость облика, естественность позы, плавность очертаний сочетаются с богатством пластического решения. Андреа Пизано возглавлял большую мастерскую и оказал существенное влияние на флорентийскую скульптуру XIV — нач. XV в., в частности, на ранние работы Гиберти.Лит. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956. Т. I. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI веков. М., 1977. Т. I. Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV веков. М., 1987. Sinibaldi G. La sculptura italiana del Trecento. Firenze, 1934. Pope-Hennesy J. Italian Gothic. London, 1955..
Дополнительный поиск Пизано, Андреа
На нашем сайте Вы найдете значение "Пизано, Андреа" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пизано, Андреа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 14 символа