Пикабиа
, Франсис (Picabia, Francis) 1879, Париж — 1953, Париж. Французский художник. Учился в парижской Школе декоративных искусств у Ф. Эмбера и Ф. А. Кормона (1895—1896). В 1902 совершил путешествие в Испанию. В ранних пейзажах следовал манере Коро и импрессионистов, затем увлекся яркой красочностью фовистской живописи. В 1910 встретился с братьями Дюшан и с Г. Аполлинером, что оказало значительное воздействие на его дальнейшее творчество. Абстрактные картины Пикабиа, показанные на международной выставке "Армори шоу" в Нью-Йорке (1913), принесли известность художнику (Удни, 1913, Париж, Нац. Музей современного искусства). В период пребывания в Нью-Йорке (1915—1917) сблизился с художниками американского авангарда и вместе с М.
Дюшаном создал нью-йоркское объединение дадаистов. Отказавшись от геометрической абстракции, Пикабиа приступил к большому циклу композиций, в которых раскрашенные копии технических чертежей обретают неожиданное сходство с человеческими фигурами (Любовный парад, 1917, Чикаго, частное собрание. Вот дочь, рожденная без матери, 1917, Париж, Нац. Музей современного искусства). Эти "механоморфы", преисполненные юмора, дразнящего дадаистского сарказма, демонстрируют парадоксальность зрительного восприятия, способного обнаружить миметический образ в отвлеченном чертеже. В Нью-Йорке Пикабиа основал авангардистский журнал 391, который издавал затем в Европе вплоть до 1924. В 1918 переехал в Швейцарию, где в следующем году присоединился к цюрихской группировке дадаистов.
Принимал активное участие в манифестациях этого объединения, продолжал работу над механоморфами (Дитя-карбюратор, 1919, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Вернувшись в Париж в 1920, организовал новое объединение дадаистов. В нач. 1920-х работал приемами коллажа, претворяя в изобразительные детали самые различные материалы (Соломенная шляпа, 1921. Женщина со спичками, ок. 1923—1924, обе — Париж, частные собрания). В 1927 в творчестве Пикабиа начинается период т. Н. Прозрачных картин ("транспаранасов"), в которых художник искал внеперспективные способы передачи пространства. Разномасштабные рисунки лиц и фигур сливаются в плоскостные линейные сплетения, но в результате аккомодации глаза к пересечениям разных планов и ракурсов возникают зигзагообразные пространственные скачки, некое подобие стереоскопии (Сфинкс, 1929, Париж, Нац.
Музей современного искусства. Медея, 1929, Париж, частное собрание). С 1934 наплывы прозрачных образов сменяются тяжеловесными, брутальными формами псевдоклассицизма. Утрируя манеру самоучек, стилистику китча, Пикабиа достигает пародийного снижения "высоких" жанров аллегории, портрета, мифологической или библейской сцены (Испанская революция, 1936. Автопортрет, 1940, обе — Милан, частные собрания. Обнаженные на берегу моря, 1941, Женева, Малый дворец). В 1939—1945 Пикабиа пребывал в Швейцарии. Вернувшись с окончанием войны в Париж, сблизился с кругами экзистенциалистов. В его позднем творчестве абстракции чередуются с фигуративным гротеском (Она танцует, 1948, Милан, частное собрание. Разговор, 1949, Париж, частное собрание).
Пикабиа занимался также сценографией, организацией празднеств и гала-представлений. Оставил обширное литературное наследие (поэтические сочинения, художественная критика, статьи по теории искусства). Его творчество, обойденное вниманием современников, было заново открыто в период постмодернизма, когда проявился особый интерес к иронии, языковой игре, скрещению различных стилей и модусов художественного творчества.Лит. Picabia F. Ecrits. Paris, 1978. 2 vol. Sanouillet M. Picabia. Paris, 1964. Camfield W. A. Francis Picabia. His Art, Life and Times. Princeton, 1979. Borras M. L. Picabia. Barcelona. Paris, 1986..
Дополнительный поиск Пикабиа
На нашем сайте Вы найдете значение "Пикабиа" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пикабиа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа