Тенерани

242

, Пьетро (Tenerani, Pietro) 1789, Каррара — 1869, Флоренция. Итальянский скульптор, последователь метода Лоренцо Бартолини. Учился у Бартолини в Академии художеств Каррары. За рельеф Орест, преследуемый фуриями получил в 1813 первую премию и в качестве пенсионера отправился в Рим. С 1815 ок. 15 лет работал в мастерской Бертеля Торвальдсена, пытаясь следовать его строгой неоклассицистической манере. В ранних произведениях (Психея с ящиком Пандоры, 1819. Венера и Амур, 1823) стремился сочетать мягкость и лиризм стиля Антонио Кановы с холодной грацией Торвальдсена, несколько жанризируя мифологический сюжет. В 1840-е сблизился с кругом мастеров итальянского пуризма, увлекся их эстетическими идеалами, в которых отразилось своеобразие романтического движения в Италии в 1-й пол.

XIX в. Попытка освоить принципы пуризма очевидна в рельефе Снятие с креста (1840-е, Рим, капелла Торлония в церкви Сан Джованни ин Латерано). Тенерани, как и другие пуристы, не тяготел к созданию повышенно эмоциональных образов, а пытался достичь некоего единства "романтического" и "классического", понимая под последним достижения мастеров Возрождения. Обращение к национальному наследию было характерной чертой его творчества. В искусстве скульпторов XV—XVI вв. Он видел путь освобождения от эклектики, приближение к правдивой передаче натуры и чувств героев. Пластика и позы фигур в рельефе убедительно и сдержанно выражают трагические чувства персонажей Священного Писания, служат раскрытию психологического и нравственного содержания сцены.

При общем впечатлении "классического" равновесия в трактовке всей группы Тенерани удается сохранить и индивидуальную выразительность каждой из фигур. Ритмы их движений напоминают чуть угловатую пластику фигур во фресках Джотто или Пьетро Лоренцетти, которые изучали пуристы. В 1830-е после отъезда Торвальдсена из Рима Тенерани приобрел большую известность. В 1830 он завершил начатую учителем работу — надгробие пасынка Наполеона Евгения Богарне, герцога Лейхтенбергского (1781—1824) в церкви Св. Михаила в Мюнхене. Исполнил статуи Пия VIII и св. Альфонсо для собора Св. Петра (1838—1844). В статуях папы Пия IX (Витербо, Музей), Пия VII (Ватикан), Фердинанда II Неаполитанского в Мессине (1837), памятниках графу Орлову в римском палаццо Браски (1835), великой княжне Марии Николаевне (1823, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж), писателю Пеллегрино Росси (Рим, Нац. Галерея современного искусства) проявилась компромиссность метода пуристов, в теории не желавших соотносить натуру с идеальным античным прототипом, но на практике следовавших методу "возвышенного исполнения" и порой создававших холодные натуралистичные образы. Заданный идеальный прототип довлеет над скульптором и в скульптурных бюстах Б. Торвальдсена (1824) и графини Марии Нарышкиной, супруги русского дипломата Н. Д. Гурьева (ок. 1820, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), в которых он стилизует модели под образы тосканской ренессансной пластики, но и не отказывается от характерных приемов неоклассицистической скульптуры. Самой крупной работой Тенерани явилось надгробие Пия VIII в соборе Св.

Петра (1856). Оно наглядно демонстрирует манеру скульптора, использовавшего образы Торвальдсена и Кановы в качестве прототипов. Восседающий на троне, в центре композиции надгробия, Христос напоминает статую Христа, исполненную Торвальдсеном для церкви Св. Марии в Копенгагене, а молящийся Пий VIII — скульптурную фигуру папы Климента XIII Реццонико в соборе Св. Петра Антонио Кановы. Надгробие Пьетро Тенерани — типичный памятник эпохи эклектики. В 1850—1860-е Тенерани играл видную роль в официальных художественных кругах, став в 1857 президентом римской Академии Св. Луки, а в 1860 директором римских музеев.Лит. De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949. Janson H. W. Nineteenth Century Sculpture.

New York, 1985..

Значения в других словарях
Телемак

, Эрве (Telemaque, Herve) Род. 1937, Порт-о-Пренс, Гаити. Французский художник. Родившись в обеспеченной семье, в бывшей французской колонии на Гаити, Телемак в 1957 переехал в Нью-Йорк, где начал заниматься живописью. В 1961 прибыл в Париж, связался с группой сюрреалистов и некоторое время участвовал в их выставках, представляя полотна, выдержанные в духе абстрактного экспрессионизма. В 1964 стал одним из организаторов этапной выставки "Мифологии повседневности", положившей начало направлению н..

Тенгели

, Жан (Tinguely, Jean) 1925, Фрибур — 1991, Берн. Швейцарский скульптор, представитель направления кинетического искусства. В 1941—1945 учился в Школе прикладных искусств в Базеле. В 1952 приехал в Париж. Занимаясь абстрактной живописью, пришел к заключению, что поиск формальных комбинаций ничем не ограничен и не имеет единственно верного решения. Вытекающая отсюда идея динамической комбинаторики реализуется им в "нескончаемых картинах". В сер. 1950-х Тенгели создает серии рельефов по мотивам жи..

Тенирс Младший

, Давид (Teniers, David) 1610, Антверпен — 1690, Брюссель. Фламандский живописец. Сын и ученик Д. Тенирса Старшего. В начале 1630 сблизился с Браувером, оказавшим на него сильное влияние. Жил и работал в Антверпене, в 1632 принят в гильдию живописцев, с 1649 — декан гильдии. Друг Рубенса. В 1651 переехал в Брюссель, где стал придворным художником и директором картинной галереи испанского наместника эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Инициатор основания антверпенской Академии художеств (1663), Тени..

Тернер

, Джозеф Маллорд Уильям (Turner, Joseph Mallord William) 1775, Лондон — 1851, Лондон. Английский живописец и график. Мастер романтического пейзажа. Один из наиболее ярких и оригинальных талантов в искусстве XIX в. Родился в семье цирюльника, систематического образования не получил. Начал с копирования гравюр. Уже в 14 лет зарабатывал, делая рисунки с видами Лондона и его окрестностей. В 1789—1793 посещал классы Королевской академии художеств. Его акварели были впервые выставлены в 1790. В эти го..

Дополнительный поиск Тенерани Тенерани

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тенерани" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тенерани, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 8 символа