Тьеполо

266

, Джованни Баттиста (Tiepolo, Giovanni Battista) 1696, Венеция — 1770, Мадрид. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Венецианская школа. Учился у Г. Лаццарини. Испытал влияние Дж. Б. Пьяццетты, С. Риччи. Изучал живопись Веронезе. Работал главным образом в Венеции и других городах Северной Италии (Удине, Милане, Бергамо, окрестностях Виченцы, Вероне, Стра, Эсте), а также в Вюрцбурге (1753) и Мадриде (1762—1770). Президент венецианской Академии художеств (1756—1758), возглавлял многие коллективные работы (росписи залов Академии, создание галереи портретов дожей). Писал алтарные образы, станковые произведения, выполнял декоративные росписи на религиозные, аллегорические и мифологические сюжеты. Был женат на сестре Ф.

Гварди. В ранних росписях венецианских церквей (Жертвоприношение Исаака, 1715—1716, церковь Оспедалетто. Мучение св. Варфоломея, церковь Санта Стае) монохромная колористическая гамма, напряженная диагональная композиция, сильно моделированные светотенью фигуры свидетельствуют о влиянии Пьяццетты. Темный колорит и энергичный мазок, экспрессия контрастов света и тени в станковых произведениях 1715—1720-х (Чудо с паралитиком, Венеция, галереи Академии. Бегство в Египет, Бергамо, частное собрание) и алтарных образах венецианской скуолы ди Сан Рокко (Агарь и Измаил. Авраам и ангелы) также указывают на сильную зависимость манеры молодого Тьеполо от Пьяццетты. Обращение к новым живописным приемам обнаруживают росписи 1720-х в венецианской церкви деи Скальци (Св.

Тереза во славе) и палаццо Санди (Сила красноречия). Написанные в плотной, весомой манере Пьяццетты фигуры аллегорических персонажей размещены у краев плафонов. Это делает их более связанными с архитектурой зала палаццо и церковного нефа, уподобляя зрителям, наблюдающим за происходящим в залитом солнечным светом подкупольном пространстве. В отличие от использовавшего этот прием Пьяццетты, ощутившего уже ограниченные возможности иллюзорной барочной перспективы, Тьеполо в своих последующих росписях попытается придать ему грандиозный размах, как бы сконцентрировать в нем весь потенциал уходящего в прошлое большого декоративного стиля. Влияние яркой палитры С. Риччи, увлекавшегося приемами декоративной живописи Веронезе, сказалось в использовании художником более светлых красочных тонов, придании градациям света и тени большей легкости.

Введенные впервые в композицию этих росписей архитектурные постройки значительно увеличивают пространство и освещенность сцен. С сер. 1720-х Тьеполо работает в Удине, где украшает фресками сначала собор (1726), а затем Архиепископский дворец (1725—1728). В росписях парадного зала дворца (Суд Соломона) и люнетов (Сон Иакова, Агарь в пустыне, Жертвоприношение Авраама) фигуры также размещены у края плафона, но легко и свободно, как это делал Веронезе, использовавший принцип сценической декорации. В настенных росписях галереи дворца (Рахиль прячет идолов, Авраам и ангелы, Явление ангела Сарре) одетые в костюмы XVI в. Персонажи, подобно прекрасно владеющим сценической техникой актерам, разыгрывают сюжеты из библейской истории.

Манера ведения неторопливого и полного торжественной повествовательности рассказа отныне станет одной из характерных черт Тьеполо. Как подлинно венецианский мастер, он любит изображать яркие и значительные поступки героев, но не забывает при этом о меткой, характерной детали. В цикле из 10 полотен на сюжеты из римской истории для венецианского палаццо Дионисио Дольфино (ок. 1725. 5 картин — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. 3 — Нью-Йорк, музей Метрополитен. 2 — Вена, Музей истории искусства) Тьеполо выбирает героические сцены "триумфов", сражений, эпизоды жизни полководцев, прославляющих их доблесть. Он строит большие, вертикального формата панно по принципу сценической выразительности, подчеркивая эффектные, легко читаемые ракурсы и позы крупных фигур, выделяя светом главный момент события.

Темпераментный, свободный и плавный мазок, вбирающий в себя множество бликов, имитирует живописные приемы Веронезе. В этом цикле проявилось новое декоративное чувство цвета, отличное от монохромности ранних работ. В росписях 1730—1740-х, выполненных в Милане (палаццо Дуньяни, 1731. Палаццо Аркинто, 1731, не сохранилось. Церковь Сан Амброджо, 1737) и Венеции (роспись плафона церкви деи Скальци, 1740—1743, не сохранилась, эскизы хранятся в галереях венецианской Академии и лондонской Нац. Галерее. Церкви деи Джезуати, 1739. Скуолы деи Кармини, 1740—1743), художник все более свободно овладевает приемами линейной и воздушной перспективы. Словно по ступеням воображаемой архитектуры, влекомые вихревым волнообразным движением фигуры аллегорических и мифологических персонажей возносятся вверх, к заоблачным высям.

Мерцающие в залитом светом пространстве пятна их ярких одежд на фоне белых клубящихся облаков, позолоченной лепнины привносят в интерьеры церквей и палаццо красочную праздничную театральность, ощущение не религиозного экстаза, а обаяние светского духа XVIII столетия. Созданное фантазией Тьеполо-декоратора новое чувство соотношения реального земного и фантастического поднебесного мира рождают и росписи плафонов галереи миланского палаццо Клеричи (Сатурн похищает Венеру. Путь Солнца на Олимпе, Аллегории живописи и музыки, 1740). Украшение залов включает скульптурные рельефы, как бы переходящие в живописные фресковые изображения Тьеполо, полные элегического аркадийского настроения. Идиллический покой этого мира нарушает лишь взметнувшаяся вверх к льющемуся солнечному свету колесница Аполлона.

В росписях палаццо Лабиа (1746) элементы сценографии барокко соединяются с чувственной грацией рококо. Как торжественная и по-венециански праздничная церемония, происходящая на архитектурном фоне арок, колонн, лестниц, написанных сотрудничавшим с Тьеполо феррарским перспективистом Дж. Менгоцци-Колонной изображены Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе и Пир Антония и Клеопатры. Нарушая классическую традицию, художник склонен произвольно театрализовать историю, невольно наделяя ее мироощущением современного художника. Сцены из римской истории, представленные в костюмах эпохи Веронезе, превращаются в чудесную венецианскую сказку-фьябу, полную очарования искусства XVIII в. Впервые прозвучавшие в росписях палаццо Клеричи аркадийские мотивы по-новому интерпретируются художником во фресковом цикле виллы Вальмарана близ Виченцы (1757), где Тьеполо работал вместе с сыновьями.

Он выполнил здесь росписи четырех залов и четырехугольного центрального зала (атриума) виллы, а также фреску Олимп в садовом павильоне — форестерии. Сцены росписей залов виллы исполнены на сюжеты из произведений Гомера (зал Илиады), Вергилия (зал Энеиды), Тассо (зал Освобожденного Иерусалима) и Ариосто (зал Неистового Роланда). Эпизоды из жизни античных героев и храбрых рыцарей разворачиваются в прекрасных аркадийских пейзажах, словно раздвигающих пространство залов, превращенных Менгоцци-Колонной в перистиль. Архитектурная и естественная парковая среда слиты воедино в духе неопалладианских вкусов сер.-кон. XVIII в. С 1750-х Тьеполо работает в основном вне Италии. В росписях апартаментов Архиепископской резиденции в Вюрцбурге (1751—1753, плафон Императорского зала — Аполлон, мчащий на колеснице Беатрису Бургундскую.

Фрески этого же зала — Инвеститура епископа Гарольда и Бракосочетание Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской. Фреска Олимп в плафоне свода парадной лестницы дворца) сцены из средневековой истории, эпизоды правления императора Фридриха Барбароссы и мифологические персонажи призваны прославить королевство Франконию. Над изображенными на границе реальной и иллюзорно написанной архитектуры аллегорическими фигурами и портретами архитектора дворца Б. Неймана, самого Тьеполо (с сыном или учеником) возносятся мифологические божества (мчащий Беатрису Бургундскую Аполлон), образы которых органично согласуются со сфантазированной художником картиной мира. Историческое и легендарное слиты воедино и предстают во всем великолепии в сиянии света и многоцветия красок.

Апофеозом творчества великого венецианского декоратора явились росписи трех плафонов Королевского дворца в Мадриде (1762—1767), выполненные по заказу Карлоса III. Во фреске Триумф испанской монархии аллегорические фигуры испанских Провинций, Добродетелей и Пороков, персонажей испанской истории величественно и статично противостоят открывающемуся над ними пространству, где царит восседающая на троне Испания в окружении Юпитера, Аполлона и Меркурия. Вместе с тем в усложненной аллегоричности, перегруженности композиции и холодном колорите ощутимы черты, предвещающие закат великой традиции венецианской монументальной живописи. Тьеполо создавал также портреты. К парадному барочному типу относится полотно Портрет прокуратора и капитана из семейства Дольфин (ок.

1745, Венеция, галерея Кверини-Стампалья). Лицо высшего сановника Венецианской республики передано в острохарактерной манере. В образе писателя XVI в. Антонио Риккобоно (ок. 1745, Венеция, галерея Кверини-Стампалья) художнику удалось передать дух Просвещения с его уважением к образованности и творчеству. Алтарные образы и станковые произведения, создававшиеся Тьеполо на протяжении жизни, по тематике и характеру связаны с его росписями. Им присуща более тонкая живописная проработка деталей и одновременно декоративная условность в трактовке среды и переживания героев. В позднем творчестве в его произведениях (Молитва св. Теклы, 1757—1759, Эсте, собор. Положение во гроб, 1750-е, Милан, частное собрание) звучат трагические ноты, вызванные мироощущением художника.

Исполненный в Испании цикл алтарных картин для церкви Св. Паскаля был отвергнут и заменен произведениями Менгса и других, сотрудничавших с ним мастеров. Это ускорило болезнь художника и вскоре последовавшую за нею смерть. Тьеполо был не только великим мастером живописи позднего барокко, но и великолепным рисовальщиком, гравером, создавшим свой неповторимый графический стиль. В рисунках и сериях офортов (Каприччи, Скерци ди фантазия) он открыл принципы живописности, развитые художниками XIX в.Лит. Щербачева М. И. Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже. Л., 1941. Ольшанская Н. И. Тьеполо. Л., 1957. Салмина Л. Н. Джованни Баттиста Тьеполо. М. Л., 1963. Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966.

Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002. Morassi A. G. B. Tiepolo. A complete Catalogue of the Paintings of G. B. Tiopolo. London, 1962. G. B. Tiepolo. Mostra. Udine, 1971. Catalogo, a cura di A. Rizzi. Milano, 1971. Vol. 1, 2. Semenzato C. G. B. Tiepolo. Paris, 1980. Gemin M., Pedrocco F. Tiepolo. Munchen, 1995..

Значения в других словарях
Тулуз-Лотрек

, Анри Мари Раймон де (Toulouse-Lautrec, Monfa Henri Marie Raymond de) 1864, Альби — 1901, замок де Мальроме, Жиронда. Французский живописец, график. Судьба Тулуз-Лотрека исполнена трагизма. Красивый одаренный мальчик (последний, по мужской линии, представитель древнейшего аристократического рода графов Тулузских) в результате перелома обеих ног с 14 лет превращается в калеку-карлика, с короткими ножками и большим торсом (деформируются не только фигура, но и черты лица). Благодаря усилиям матери..

Тура

, Козимо (Tura, Cosimo) 1430, Феррара — 1495, Феррара. Итальянский живописец. Мастер феррарской школы, работал в Ферраре при дворе герцогов Борсо д’Эсте и Эрколе д’Эсте. Возможно, в 1452—1454 работал и учился в Падуе и был связан с мастерской Скварчоне. В творческом формировании Козимо Туры немаловажную роль сыграло знакомство с работами Мантеньи, Пьеро делла Франческа, Р. Ван дер Вейдена, скульптурой Донателло. Живопись Козимо Туры отличают несколько утрированная, иногда причудливая острота вид..

Тьеполо, Джованни Доменико

(Tiepolo, Giovanni Domenico) 1727, Венеция — 1804, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился у своего отца Дж. Б. Тьеполо. Работал в мастерской отца в Венеции, с 1760 возглавлял мастерскую, в 1762 уехал в Испанию, после смерти Тьеполо Старшего в Мадриде возвратился в Венецию. Писал станковые картины на бытовые, мифологические и исторические сюжеты. В 1750—1790-е выполнял самостоятельные работы в монументальной живописи. С 1772 профессор венецианской Академии художеств, с 1780 п..

Тьеполо, Лоренцо

(Tiepolo, Lorenzo) 1736, Венеция — 1776, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик, младший сын Дж. Б. Тьеполо, принадлежал к кругу последователей отца. Работал в мастерской Дж. Б. Тьеполо, принимал участие в крупных работах в Вюрцбурге и Мадриде. После смерти Тьеполо Старшего остался при дворе Карлоса III. Лоренцо писал портреты, подражая манере П. Лонги, о чем свидетельствует его оставшееся незаконченным полотно Семейство Тьеполо (Лондон, частное собрание). Более самостоятелен портрет матери..

Дополнительный поиск Тьеполо Тьеполо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тьеполо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тьеполо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 7 символа