Фаттори
, Джованни (Fattori, Giovanni) 1825, Ливорно — 1908, Флоренция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Тосканская школа. Учился в Ливорно у Дж. Бальдини. С 1846 по 1849 занимался у Дж. Беццуолли во флорентийской Академии художеств. В 1848—1849 принимал участие в революционных событиях Рисорджименто. Произведения, созданные после окончания Академии, выполнены в традициях романтической итальянской живописи сер. XIX в. (Прощание с жизнью, 1854, Ливорно, частное собрание. Мария Стюарт в лагере Крокстона, 1858—1859, Флоренция, галерея Питти). В кон. 1850-х возглавляет художественно-выставочное объединение "Школа маккьяйоли", в которое вошли молодые живописцы Тосканы С. Лега, Т. Синьорини, А. Чечони, О. Боррани, а также художники, приехавшие во Флоренцию из других областей Италии.
Вместе с мастерами этого объединения впервые показал свои работы в 1861 на Всеитальянской выставке во Флоренции. "Бунт" "маккьяйоли" против академических принципов обучения проявился в отказе от традиционных сюжетов из мифологии, античной и христианской истории, в обращении к темам из современной действительности. Новая живописная техника "маккьяйоли" — живопись цветовым пятном (pittura di macchia) — позволяла фиксировать на пленэре светоцветовые изменения натуры. Среди собиравшихся в флорентийском кафе "Микеланджело" "маккьяйоли" Фаттори был признанным авторитетом, и его мнение высоко ценилось участниками происходивших здесь дискуссий. В манере живописи цветовым пятном художник начал работать в кон. 1850-х.
По-веристски документально повествовали о событиях Рисорджименто его ранние большие полотна (Итальянский лагерь в битве при Маджента, 1861—1862. Битва при Кустоце, 1876—1878, оба — Флоренция, галерея Питти), небольшие полужанровые-полубытовые сценки (Трое солдат, 1859—1860, Генуя, частное собрание. Отдых кавалерии, 1860-е, Ливорно, частное собрание. Белая стена, ок. 1870, Вельданьо, собрание Марццотто). Рисунки к большинству работ были выполнены на местах сражений. Подлинно новым словом в искусстве Италии явились и написанные в 1860—1870-х в окрестностях Флоренции и Ливорно пейзажи (Сардиния в Ливорно, 1865, Флоренция, частное собрание), небольшие картины с изображениями фигур в пленэре (Ротонда Пальмьери, 1866, Флоренция, галерея Питти.
Диего Мартелли в Кастильончелло, 1866. С. Лега пишет на берегу моря, 1866—1867. Крестьянки в окрестностях Ливорно, ок. 1865, все — Милан, частные собрания). Особой, присущей тосканским мастерам пластикой цвета, свежестью и непосредственностью восприятия цветового богатства натуры они напоминают этюды. Под впечатлением поездки в Рим (1872) было создано полотно Римские извозчики (1872—1873, Флоренция, галерея Питти), ставшее известным произведением итальянского веризма XIX в. В 1875 Фаттори посетил Париж, где встретился с Дега и импрессионистами, но открытия французских мастеров, знаменующие новый этап в развитии европейской пленэрной живописи, не произвели на него впечатления, он остался в последующие годы приверженцем манеры "маккьяйоли".
В 1880—1890-е художник создал серию полотен на сюжеты из жизни погонщиков быков (буттеро), передав в ней колорит природы и жизни обитателей тосканской низменности Мареммы (Клеймение быков в Маремме, 1887, Генуя, собрание Тарагони. Рынок в Сан Гауденцио, 1886—1887, Флоренция, галерея Питти. Мертвая лошадь, 1903, Генуя, собрание Тарагони). Правдиво повествуют о труде крестьян и рыбаков Мареммы картины Красная тележка (1883—1886, Милан, галерея Брера), Сбор сена в Маремме (1880-е, Флоренция, частное собрание), Починщики сетей (1880—1885, Генуя, собрание Тарагони) с характерным для "маккьяйоли" вниманием к цветовой передаче натуры. В созданных Фаттори портретных образах близких людей (Кузина Арджия, 1861, Флоренция, галерея Питти), по-веристски характерных "портретах-типах" (Морской волк, 1880, Монтекатини, частное собрание.
Монах, 1880-е, Италия, частное собрание), серии автопортретов (1854, 1884, Флоренция, галерея Питти. 1874, Крема, собрание Страмецци. 1894, Флоренция, частное собрание) раскрылось лирическое дарование художника, умевшего правдиво и проникновенно рассказывать о характере человека. Фаттори занимался также гравюрой, создав в технике офорта серии видов Флоренции и Ливорно. С 1886 художник преподавал во флорентийской Академии художеств, где имел много учеников. Творчество Фаттори оказало значительное влияние на итальянских мастеров XIX—XX вв. Среди его учеников и последователей были художники различных творческих дарований — Пелицца да Вольпедо, А. Соффичи, О. Розаи, Э. Рослер-Франц, Модильяни, но всех их объединяло почерпнутое у Фаттори преданное служение искусству, любовь к жизни и к человеку во всех их проявлениях.
В 1920-е на родине художника в Ливорно было создано художественное объединение "Школа Лаброника" (К. Доменичи, Дж. Бартолена, М. Пуччини и др.), мастера которого считали Фаттори своим учителем. Галерея в Ливорно носит имя Фаттори, скульптором В. Джеминьяни создан установленный перед ней памятник художнику.Лит. Федотова Е. Д. Джованни Фаттори — художник "школы Маккьяйоли". М., 1992. G. Fattori. Ricordi biografici. Firenze, 1909. Vitali L. Lettere dei macchiaioli. Torino, 1953. Bianciardi L. Giovanni Fattori. L’opera completa. Milano, 1970..
Дополнительный поиск Фаттори
На нашем сайте Вы найдете значение "Фаттори" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фаттори, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа