Фортуни-и-Карбо
, Мариано (Fortuny y Carbo, Mariano) 1838, Реус, Каталония — 1874, Рим. Испанский живописец, рисовальщик и гравер. Учился в Академии изящных искусств Сан Хорхе в Барселоне. В 1857 за дипломную работу Рамон Бернегер III поднимает знамя Барселоны над французской крепостью получил вторую премию Академии и пенсионерство в Риме, где с 1858 продолжил свое обучение. Изучал искусство Веласкеса, Гойи, Дж. Б. Тьеполо, Э. Мейссонье. Первоначально находился под влиянием искусства назарейцев, особенно И. Ф. Овербека и П. Корнелиуса. Работал в Барселоне, Севилье, Гранаде, Риме, Париже (1860, 1866—1867), Портичи (близ Неаполя). Посетил Марокко в 1859, 1862, 1871. Первые две поездки в Марокко были связаны с заказом депутации Барселоны на огромную батальную композицию Битва при Тетуане (1862, Барселона, Музей современного искусства), запечатлевшую один из эпизодов испано-марокканской войны.
Пребывание в экзотической африканской стране решительно изменило творчество Фортуни, увлеченного передачей солнечного света и красочного богатства окружающей жизни. Открывшийся перед художником необычный мир природы Марокко, старых городов, восточного уклада, обычаев, народных типов воплотился в картинах, акварелях и рисунках, среди них Арабская фантазия (1867, Балтимор, галерея искусств Уолтерс), Заклинатели змей (1870, Москва, Музей частных коллекций, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Араб (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Марокканский кузнец (1863, Барселона, Музей современного искусства), Марокканцы (1860, Мадрид, Прадо), и другие произведения, включившие Фортуни в число выдающихся европейских художников-ориенталистов.
Наряду с марокканской темой широкое признание мастеру принесла другая группа его работ — небольшие композиции ретроспективного жанра, изображающие быт Испании XVIII в., подчас со внешне занимательной ситуацией, как бы разыгранной в нарядных старинных интерьерах со множеством блестяще написанного антиквариата. Таковы Любители гравюр (1863, Бостон, Музей изящных искусств. 1866, Барселона, Музей современного искусства. 1867, Москва, Музей частных коллекций, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Выбор модели (1874, Бостон, Музей изящных искусств) и знаменитая Викария (1870, Барселона, Музей современного искусства) — оживленная сцена подписания брачного контракта в присутствии духовного лица — викария.
Сконцентрированные в этой совсем небольшой (60 . 93,5) жизнерадостной картине особенности изысканной и виртуозной живописи Фортуни, как бы сотканной из мерцающей, пронизанной светом драгоценной массы мелких подвижных мазков, пользовались шумным успехом. Вернувшись в Рим из Марокко, он стал кумиром молодых художников. Живописец триумфально экспонировался в Париже (1870), где его представлял известный парижский торговец картинами Г. Гупиль. Творчество молодого испанского мастера высоко ценилось в России. Ранняя смерть прервала смелые искания проблемы света в работах последних лет жизни Фортуни в Гранаде и Портичи. Пейзаж Гранады (1872, Барселона, Музей современного искусства), Дворик в Гранаде (Барселона, частное собрание), Обнаженная на пляже в Портичи (1874), Дети художника в японском салоне (1874, все — Мадрид, Прадо).
Увлечению Востоком сопутствовала редкая удача художника как коллекционера-ориенталиста. Одна из главных находок в Гранаде — исполненная из люстра знаменитая мавританская ваза, носящая имя Фортуни (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).Лит. Maseras A. El pintor Fortuny. Barcelona, 1938. Gil Firoll L. Fortuny. (s. B.), 1952..
Дополнительный поиск Фортуни-и-Карбо
На нашем сайте Вы найдете значение "Фортуни-и-Карбо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фортуни-и-Карбо, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 15 символа