Фрагонар
, Жан Оноре (Fragonard, Jean Honore) 1732, Грасс — 1806, Париж. Французский живописец и график. Признанный исследователями как один из самых значительных европейских мастеров XVIII в., Фрагонар с кон. XVIII до сер. XIX в. Пережил эпоху почти полного забвения. Его живописное наследие оказалось перегружено сомнительными атрибуциями, плохими копиями и просто подделками современников. Необыкновенное разнообразие и плодовитость его кисти до сих пор изумляют знатоков. Как бы ни усложняли эти особенности ясное представление о художнике, но именно в разнообразии и свободе кроется огромное обаяние Фрагонара. Родившийся на юге Франции, Фрагонар рано оказался в Париже, семья прочила его в ученики нотариуса. К счастью, он быстро понял свои склонности и начал учиться у Буше, Шардена и затем снова у Буше, который вскоре решительно выделил талантливого юношу из остальных учеников.
В 1752 Фрагонар получает первую премию римского конкурса. Его ранние ученические работы очевидно подражают манере Буше, но уже выдают твердую и уверенную руку. Годы, проведенные Фрагонаром в Италии (1756—1761) в компании с Робером и богатым любителем искусств аббатом Сен-Ноном, окончательно сформировали молодого мастера. Работы этого периода демонстрируют сложившееся и уверенное мастерство (Гроза, 1759, Париж, Лувр. Маленький парк, ок. 1760, Лондон, собрание Уоллес). Второй парижский период творчества художника (1761—1773) начинается с быстрого и легкого официального признания. Представленная им в Салон 1765 мифологическая композиция Корез и Каллироя (Париж, Лувр) безусловно принята академическими критиками и самим королем.
Однако Фрагонар удивительно равнодушно отнесся к собственному успеху, он решительно отказывается от академической карьеры и даже перестает интересоваться официальными заказами. Отныне он увлеченно и пылко работает для частных покупателей, как будто наслаждаясь свободой и разнообразием заказов, огромным успехом действительно превосходных картин этого периода (Счастливые возможности качелей, 1767, Лондон, собрание Уоллес. Музыка, Вдохновение, Портрет Дидро, все — 1769, Париж, Лувр). Но 1760-е приносят с собой резкую перемену вкусов, на волне бурного увлечения классицизмом недавно еще любимые и модные художники начинают внезапно подвергаться насмешкам и гонениям. Не удается избежать этой участи и Фрагонару.
Тяжело переживая ситуацию, он уезжает путешествовать, сначала на родной французский юг, а затем в Италию и Австрию (1773—1774). Творческим результатом поездки стали многочисленные превосходные путевые зарисовки, выполненные в технике сангины и слависа. Последний парижский период художника (1774—1806) постепенно скучнеет событиями и фактами. Страстная творческая активность Фрагонара снижается, то счастливое время, когда он писал, как будто не чувствуя преград и затруднений, и портреты, и пейзажи, и декоративные композиции, гедонистические или откровенно пикантные жанровые сцены, проходит. Фрагонар по-прежнему кажется всемогущим живописцем, но под влиянием обстоятельств он пишет все меньше и меньше. Еще предстоит разобраться в запутанных деталях позднего периода художника, но такие знаменитые его произведения, как Поцелуй украдкой (1780-е, Санкт-Петербург, Гос.
Эрмитаж), Портрет Давида (частное собрание), с прежней силой демонстрируют его чувственный темперамент, свободу легкого, экспрессивного мазка и редкий дар импровизации.Лит. Золотов Ю. К. Фрагонар. М., 1959. Федотова Е. Д. Фрагонар. М., 2004. Reau L. Fragonard, sa vie et son ?uvre. Paris, 1956. Fragonard. Exposition. Grand Palais. Catalogue. 1987..
Дополнительный поиск Фрагонар
На нашем сайте Вы найдете значение "Фрагонар" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фрагонар, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа