Хазенклевер
, Иоганн Петер (Hasenclever, Johann Peter) 1810, Ремшейд, близ Золингена, Северный Рейн-Вестфалия — 1853, Дюссельдорф. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. С 1827 обучался в Академии художеств Дюссельдорфа, сначала архитектуре, затем обратился к живописи. Возглавлявший Академию Ф. В. Фон Шадов отверг его произведения, тогда художник возвратился в Ремшейд и стал заниматься самостоятельно. В 1832 продолжил обучение в Академии Дюссельдорфа у Ф. Т. Хильдебрандта, ученика Шадова. Посещение Мюнхена (1838), где он познакомился с произведениями Д. Уилки, и Италии (1840) обогатили его впечатлениями. С 1842 жил и работал в Дюссельдорфе, писал картины на бытовые сюжеты и портреты. Принимал участие в революции 1848—1849.
В раннем полотне Сцена в мастерской художника (1836, Дюссельдорф, Художественный музей) изображен эпизод в Академии художеств. Хазенклевер с иронией повествует об академической системе обучения на манекенах, принятой в Академии и утвержденной Шадовым. Манекен, вытащенный в центр класса, вокруг которого собрались учащиеся Академии (среди них В. Й. Хайне), большой холст тоже олицетворяет метод обучения, неприемлемый студентами, которые отвергли большой формат академических полотен. Ноты юмора присутствуют и в полотне Инженю (Сентиментальность, 1846, Дюссельдорф, Художественный музей). Изображение задумчивой девушки, сидящей с письмом у окна при лунном свете у портрета молодого гусара, напоминает одну из героинь салонной живописи, сюжет которой высмеивает художник.
Большую известность принесла Хазенклеверу серия полотен на сюжеты из Иобсиады К. А. Кортума, повествующие о жизни деревенского учителя Иобса (Дюссельдорф, Художественный музей). В духе мастеров голландской живописи очень конкретно переданы интерьеры, под влиянием Д. Уилки — мимика всех персонажей. В сценах Иобс в роли учителя (1845), Возвращение студента (1837), Иобс — студент (1840), Иобс на экзаменах (1840), Иобс — ночной сторож (1850) изображены забавные ситуации. Мастером, умеющим передавать характерное в облике моделей, Хазенклевер проявил себя и в портрете (Потрет Гертруды Шарф, 1830—1835, Ремшейд, Гор. Музей. Портрет художника И. В. Прейера, 1846. Портрет Ф. Фрейлиграта, 1851, оба — Берлин, Гос. Музеи). Значительную роль в развитии исторической живописи Германии XIX в.
Наряду с произведениями К. В. Хюбнера, В. Й. Хайне, А. Менцеля сыграло полотно Хазенклевера Рабочий магистрат (1850, Дюссельдорф, Художественный музей). В его основу положено историческое событие. 9 октября 1848 народный клуб во главе с Лассалем и Фрейлигратом ворвался в зал заседаний ратуши с требованием работы, но хозяева отказали рабочим. Противостояние двух лагерей — рабочих и магистрата — передано с помощью жестов и мимики персонажей. Художник живо и непосредственно трактует событие. Хазенклевер вводит конкретные детали — портреты регента, эрцгерцога Иоганна Австрийского, бюст короля Фридриха-Вильгельма IV, портреты господ в парижских париках, рыночную площадь за окном, где собралась протестующая толпа. Тему противостояния двух классов Хазенклевер раскрывает в духе реалистической живописи сер.
XIX в.Лит. Cohen W. Johann Peter Hasenclever. Dusseldorf, 1925. Peters H. Meiserwerke der Dusseldorfer Galerie. Dusseldorf, 1955. Hutt W. Dusseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984..
Дополнительный поиск Хазенклевер
На нашем сайте Вы найдете значение "Хазенклевер" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хазенклевер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 11 символа