Арон (Аron) Раймон

114

(1905-1983) - фр. Философ, социолог и политолог. В молодости увлекался марксизмом, затем перешел на позиции неокантианской философии. Определенное влияние на него оказали также В. Дильтей, Г. Зиммель и М. Вебер.А. Является основателем критической философии истории - гносеологического направления в философии истории, выступившего против позитивистской интерпретации исторического процесса. Основной задачей философии истории объявляется воссоздание и филос. Осмысление исторического прошлого с помощью исторических фактов и источников. Вместо кантовского вопроса, в каких условиях историческая наука возможна, критическая философия истории ставит вопрос о том, возможна ли историческая наука, пригодная для всех времен. А. Отвечает, что такую науку нельзя создать, т.к.

Исторический процесс очень дифференцирован и нет такой универсальной науки, которая охватила бы его целиком и полностью.Критическая философия истории противопоставляется научному рационализму. Она, по мысли А., позволяет понять конкретное сознание, страсти и цели, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Она хочет понять человека, его замыслы и настроения. Человек в отличие от животного историчен. Эту историчность А. Рассматривает в трех смыслах. 1) человек как общественное существо всегда представляется только в историческом облике. Он несет отпечаток того постоянно изменяющегося общества, к которому сам относится. 2) человек - продукт своей эпохи и своего прошлого, т.е. Он представляет единство настоящего и прошлого.

3) только человек может рефлексировать о прошлом и будущем.Основной категорией критической философии истории является категория понимания. А. Выделяет три вида понимания. 1) психологическое понимание. Оно предполагает использование понятий, знание частых и постоянных связей, а также элемент рассказа. Оно предполагает и нечто такое, что можно связать с биографией человека. 2) герменевтическое понимание. Оно имеет в виду понимание текста, но чтобы понять текст, надо понять эпоху его написания, нужно понять также людей, которые жили, творили и действовали. 3) понимание ситуации, в которой действовали участники событий (акторы). Чтобы понять принятое решение, необходимо воспроизвести логику ситуации так, как ее представлял себе участник событий, принимавший то или иное решение в данной ситуации.

При этом надо иметь в виду, что каждый человек по-своему переживает то или иное событие, те или иные процессы исторической действительности. Исследователь должен перенестись в изучаемую эпоху и заново прочувствовать пережитое.Критическая философия истории нашла многих сторонников, как среди философов, так и среди историков. К ней примкнули Г. Фессар, Э. Дардель, П. Вейн, А. Марру и др.Творчество А. Не ограничивается анализом гносеологических проблем философии истории. Большое внимание он уделял также вопросам онтологии - социального детерминизма, социального прогресса, смысла истории, войны и мира и т.д. А. Отвергал монистический детерминизм и был сторонником теории факторов, согласно которой все факторы равнозначны и ни один из них не играет решающей роли в общественном развитии.

Что касается социального прогресса, А. Сводил его лишь к количественным накоплениям, которые, с его т.зр., наблюдаются только в науке и технике. Но А. Категорически отрицал прогресс как восходящее развитие человечества, как переход от одной ступени общества к другой, качественно отличной и более прогрессивной. Относительно будущего общества А. Придерживался пессимистических и агностических воззрений.А. Оставил заметный след в социологии и политологии. Его труды, посвященные анализу социологических воззрений Ш.Л. Монтескье, О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др., сыграли важную роль во фр. Социологической мысли. Велик вклад А. И в политическую науку. Он философски интерпретировал вопросы межгосударственных и международных отношений, политики и морали, ответственности философа за сохранение мира и политической стабильности общества.

La societe industrielle et la guerre. Paris, 1959. Dimensions de la conscience historique. Paris, 1961. Les etapes de la pensee sociologique. Paris, 1967. La philosophie critique de l'histoire. Paris, 1969. Les desillusions du progres. Paris, 1969. Histoire et dialectique de la violence. Paris, 1973. Les dernieres annees du siecle. Paris, 1984. Introduction a la philosophie de l'histoire. Paris, 1986. Lecons sur l'histoire. Paris, 1989.Гобозов Я.А. Философия политики. М., 1998. Он же. Введение в философию истории. М., 1999..

Значения в других словарях
Аркесилай (Аrkesilaus)

..

Арно (Аrnault) Антуан

(род. 16 февр. 1612, Париж – ум. 8 авг. 1694, Брюссель) – франц. Теолог (янсенист). Как последователь Декарта, а также под влиянием Паскаля он вместе с Пьером Николем издал т. Н. Логику Пор-Рояля под названием «L'Art de penser» (1662).. ..

Арон (Аron) Реймон Клод Фердинанд

(1905— 1983) — французский философ, социолог, публицист. Учился в Высшей нормальной школе вместе с Сартром (1924—1928). С 1930 — профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода Гитлера к власти возвратился во Францию, преподавал в Гаврском лицее, Тулузском университете. В 1955—1968 — зав. Кафедрой социологии Сорбонны, с 1970 — зав. Кафедрой современной цивилизации в "Коллеж де Франс". С 1962 — вице-президент Всемирной социологической ассоциации. С 1963 — член Французской ака..

Аруэ

Настоящее имя Вольтера.. ..

Дополнительный поиск Арон (Аron) Раймон Арон (Аron) Раймон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Арон (Аron) Раймон" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Арон (Аron) Раймон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 18 символа