Бернштейн (Вernstein) Эдуард

122

(1850-1932) — теоретик и деятель европейского социал-демократического движения. В 1872 примкнул к немецким социал-демократам. В 1881—90 редактировал центральный печатный орган социал-демократической партии газету "Социал-демократ". С 1902 входил в состав социал-демократической фракции рейхстага. В 1917 вместе с Каутским участвовал в создании "Независимой социал-демократической партии". Принимал активное участие в деятельности II Интернационала. Автор ряда работ по теории и истории социалистического движения. Основные сочинения. "Проблемы социализма" (серия статей, 1896—1898), "Проблемы социализма и задачи социал-демократии" (1899), "Очерки по истории и теории социализма. Сборник статей" (1890-1899), "В защиту свободы науки.

Сборник статей" (1898—1899), "Возможен ли научный социализм?" (1901), "Социализм" (1922) и др. В конце 19 в. Б. Поставил вопрос о статусе и действенности марксистского социализма в новой исторической ситуации. Б. Призвал отказаться от революционного толкования материалистической диалектики, утверждая, что основной принцип социального развития, особенно сложных систем, — эволюционный. Считал, что в усложнившемся по своей структуре современном обществе возможно лишь постепенное преобразование экономических, политических и других социальных институтов, а любая попытка насильственно прервать эту постепенность, чревата кризисом или катастрофой. По мнению Б., процесс концентрации производства в промышленности замедляется, а в сельском хозяйстве практически не происходит, монополии устраняют анархию производства и ведут к исчезновению глобальных экономических кризисов, развитие акционерных компаний ведет к "демократизации капитала", т.к.

Распространение акций является средством для совладения собственностью для широких слоев населения. Б. Пытался доказать, что собственность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса, при котором класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которой совпадают с интересами большинства общества. В вопросе собственности Б. Придерживался мнения, что "коллективная собственность" разовьется не вследствие насильственного уничтожения капиталистической собственности, а через постепенное обобществление, под которым Б. Понимал создание "общественных и товарищеских предприятий", основанных на кооперативных началах. Допускал возможность при социализме частной собственности на мелкие и средние предприятия, но исходной формой социалистических общественных отношений считал кооперацию, кооперативную собственность, а не огосударствление средств производства и т.н.

Общественное присвоение, которое "имело бы последствием безграничную трату производительных сил, бессмысленную экспериментацию и бесцельное насилие...". Б. Одним из первых среди социалистов поставил вопрос о саморазвитии и приспособляемости капитализма, результатом которых является изменение содержания классовой борьбы (затухание и поиск социальных компромиссов), демократизация форм капиталистической собственности и государства, сохранение мелких и средних предприятий, повышение и выравнивание жизненного уровня различных социальных слоев и групп, большая доступность образования, возможность создания на производстве самоуправленческих структур и т.д. В развитии демократии Б. Видел не только средство, но и цель, сущность социализма.

Отсюда вытекали, по мнению Б., и следующие задачи социал-демократии. Постепенная социализация частной собственности, демократизация общественных институтов, т.к. Партия не может уповать на грядущий всеобщий кризис капитализма, ибо экономическое развитие свидетельствует о стабилизации капиталистического хозяйства. Новые социально-экономические реалии, утверждал Б., опровергли тезис Маркса и Энгельса о политической революции как единственно действенном средстве преобразования капиталистического общества и диктатуре пролетариата как необходимом и достаточном средстве переустройства экономики на социалистических принципах. Эти реалии, по Б., свидетельствуют о том, что движение к социализму возможно только реформаторским путем.

Отсюда и знаменитый, столь часто критикуемый в прошлом революционными марксистами, лозунг "конечная цель — ничто, движение — все", в содержание которого сам Б. Вкладывал следующее. Чтобы придти к "конечной цели" — к социализму — необходимо иметь ряд соответствующих предпосылок (рабочий класс должен созреть до своей эмансипации), которые создаются лишь в процессе "движения". Поэтому марксистское понимание социализма, в котором политическое и экономическое освобождение пролетариата осуществляется исключительно в ходе революционного захвата власти, является лишь абстрактной, лишенной конкретно-исторического содержания схемой. Эти мысли были продолжены Б. В работе "Возможен ли научный социализм?", где было показано, что рассмотрение социализма как цели и неизбежного результата общественного развития за рамками социалистической доктрины и социалистического движения бессмысленно, т.к.

Социальные науки (в частности, социология) не в состоянии с достоверностью естественнонаучного знания обосновать, что общественный строй, за установление которого борются социал-демократы, наступит при любых условиях и обстоятельствах. Социализм, являясь учением о будущем обществе, в силу этого не поддается строго научному исследованию и доказательству, ибо основа всякой действительной науки — опыт, которого социалистическая доктрина не имеет. "...Поэтому термину "научный социализм" я предпочел бы другое понятие, которое могло бы достаточно ясно выразить ту мысль, что социализм зиждется на основах научного познания, признает науку своим конститутивным элементом, но при этом не претендует на статус научного знания, близкого к созданию завершенной системы представлений о социализме".

Взгляды Б. На теоретические проблемы социализма, на перспективы социалистического движения критиковались радикальным крылом этого движения — революционными социалистами (Ленин, Плеханов, Ф. Меринг, Р. Люксембург и др.). В среде которых ревизия Б. Отдельных положений Маркса и Энгельса была воспринята как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа — как альтернативная не только идеям марксистского социализма, но и социализма вообще. У Б. Было много последователей, прежде всего среди германской социал-демократии, во Франции — мильеранисты, в России — "легальные марксисты" (Струве), "экономисты" (С. Прокопович, Е. Кускова). В современном социал-демократическом движении существует немало сторонников Б., он считается классиком современного социализма на Западе, положившим начало размежеванию реалистической и утопической традиции в социалистической теории.

Его идеи легли в основу концепции демократического социализма — наиболее распространенной теории социалистического реформаторства.Е.М. Прилепко.

Значения в других словарях
Бернар Шартрскии (Вernard de Сhartres)

(ум. Между 1124 и ИЗО) франц. Философ. Дал новый толчок развитию шартрской философской школы благодаря попытке сгладить различие между платонизмом и аристотелизмом. Эта идея возникла у него под влиянием комментариев Посидония к соч. Платона «Тимей» (в пер. На лат. Язык «Chalcidius»). Учил, что универсалии и платоновские идеи тождественны. Ни одна из его работ не сохранилась.. ..

Бернхэм (Вurnham) Джеймс

(1905-1987) — американский социолог и историк гуманитарного знания, сформулировавший теорию "революции управляющих" (одноименная книга "The Managerial Revolution", 1941). Другие сочинения. "Сдерживание или освобождение?" (1953), "Самоубийство Запада" (1964), "Война, в которую мы вовлечены" (1967), "Грядущее поражение коммунизма" (1968) и др. Б. Полагал, что именно "новый господствующий класс" Запада (высшие инженеры и администраторы-менеджеры), осуществляющий управленческие функции и при этом ли..

Бёрт (Вurt) Сирил

(род. З марта 1883, Стратфорд-на-Эйвоне, Англия – ум. 10 окт. 1971, Лондон) – англ, психолог. С 1931 профессор Университетского колледжа в Лондоне. Известен своими работами по применению факторного анализа в психологическом тестировании и исследованиями влияния наследственности на интеллект и поведение человека. Стал первым психологом в Англии, кому был пожалован дворянский титул (в 1946). В 1909 Берт опубликовал в «The factors of the mind» (1940) экспериментальные тесты общего интеллекта, в кот..

Берталанфи (Вertalanffy) Людвиг Фон

(род. 19 сент. 1901, Атцгерсдорф, близ Вены – ум. 12 июня 1972, Буффало, США) – австр. Биолог и натурфилософ, с 1934 по 1948 – профессор в Вене, затем – в Оттаве (Канада). Делает попытку объяснить гармонию и координацию жизненных процессов наличием «живой системы имманентных сил», носителями которых являются формообразующие вещества, которые порождаются «потенциалом форм». Осн. Произв. «Kritische Theorie der Formbildung», 1928. «Modern theories of development», 1933. «Theoret. Biologie», 2 Bde.,..

Дополнительный поиск Бернштейн (Вernstein) Эдуард Бернштейн (Вernstein) Эдуард

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бернштейн (Вernstein) Эдуард" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бернштейн (Вernstein) Эдуард, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 28 символа