Бохеньский (Вochenski) Юзеф Мария

123

(1902-1993) -пол. Философ, доминиканец (с 1926), орденское имя - Иннокентий. Изучал право во Львове (1920-1922), экономику в Познани (1922-1926), философию в Фрибуре в Швейцарии (1928-1931) и теологию в Риме (1931-1934). Проф. Логики в ун-те "Ангеликум" в Риме, затем проф. Истории философии в ун-те Фри-бура. Организовал в Фрибуре ин-т, занимавшийся изучением коммунизма в Центральной и Восточной Европе и являвшийся одним из основных советологических центров. Б. Был известным логиком и исследователем истории логики. Одним из первых продолжил программу историко- логических исследований, начатую Я. Лукасевичем в Польше и основывающуюся на истолковании истории логики с т.зр. Современной математической логики. В этом стиле анализировал историю модальной логики, логики Теофраста, антич.

Формальной логики. В 1956 представил обширную работу, синтезирующую историю логики в духе программы Лукасевича и являющуюся первым в логической литературе трудом такого рода. В философии Б. Начинал как томист. Под влиянием львовско-варшавской школы полагал, что томизм должен быть осовременен путем применения к нему современного логического анализа. В этом духе Б. Проанализировал ряд понятий, в частности понятие аналогии. Пытался также подвергнуть логической реконструкции доказательства существования Бога, сформулированные Фомой Аквинским. В 1960-е гг. Б. Оставил томизм и прямо высказался в поддержку аналитической философии. При этом он считал, что деление философии на христианскую и остальную лишено оснований, ибо религиозная вера не предопределяет никакой философии.

Философия же может быть либо аналитической, либо синтетической. Последняя является по большей части метафизической в наихудшем смысле этого слова, т.к. Считает какие- то проблемы разрешимыми единственно благодаря интуиции или мистическому переживанию. С позиций рационализма Б. Отвергал всякое познание, не являющееся логическим или эмпирическим, и проводил резкую границу между наукой и мировоззрением, между знанием и верой. Это вело к довольно неортодоксальным воззрениям на сущность веры, поскольку последняя является, по Б., вопросом решения и выбора, а не интеллекта. Тем не менее Б. Полагал, что аналитическая теология возможна, а ее предшественником считал как раз Фому Аквинского. Б. Придавал большое значение анализу понятий во всех областях знания, включая гуманитарные и социальные науки.

Предметом его собственного анализа были понятия "авторитет-", "религия" и др. Б. Отстаивал также систему взглядов, являющуюся, по его мнению, рациональной и направленную против гуманизма, антропоцентризма и сциентизма, во всяком случае против крайних версий этих воззрений.Современная европейская философия. М., 2000. Die Sowjetrussishe dialektische Materialismus. Bern, 1950, 1962. Europaische Philosophie der Gegenwart. Bern, 1951. Die zeitgenossische Dankmethoden. Bern, 1954. Formale Logic. Munchen, 1956. Wege zum philosophischen Denken. Munchen, 1959. Logic of religion. New York, 1965. Diamat. Stuttgart, 1968. Was ist Autoritat. Basel. Wien, 1974. Marxismus-Leninismus. Munchen, 1974..

Значения в других словарях
Бострём (Вцstrom) Кристофер Якоб

(род. 1 янв. 1797, Питео – ум. 22 марта 1866, Упсала) – швед, философ, профессор с 1838. Стремился осуществить синтез учений Платона и Гегеля на основе свободного от догм теизма. Центральным понятием его философии является воспринимаемая в духе пантеизма личность, назначение которой состоит в том, чтобы дело божие на Земле сделать своим делом. Избр. Соч. Бострёма изданы под названием «Grundlinien eines philosophischen Systems» в 1923.. ..

Бохвиц Флориан

(1799-1856) - белорусский философ, писатель, свояк А. Мицкевича. Родился в местечке Мир, учился в Несвиже, затем на юридическом факультете в Киеве, по окончании некоторое время работал адвокатом в Но-вогрудке. Женившись, занялся сельским хозяйством. В 1838 вышло в свет его первое сочинение "Форма моего мышления", затем, в 1838-1841 - "Сущность моего мышления..." (ч. 1 и 2), в 1842 - "Основы моих мыслей и чувств", а в 1847 - "Мысли о воспитании человека". Специализация Б. - моральные и педагогиче..

Бошкович (Вoskovic) Руджер Иосип

(род. 18 мая 1711, Дубровник ум. 13 февр. 1787, Милан) – хорват, философ и математик, проф. Ун-тов в Риме, Павии (1764) и Париже (1773). Разработал учение о динамическом атомизме, в основание которого были положены представления о непротяженных и неделимых материальных частицах (точках), между которыми действуют силы притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. Этим ученый в определенном смысле предвосхитил некоторые из современных представлений о материи, пространстве и време..

Боэций (Вoethius) Аниций Манлий Торкват Северин

(480—524, казнен) — римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение "Утешение философией". Б. Созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Б. Перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введени..

Дополнительный поиск Бохеньский (Вochenski) Юзеф Мария Бохеньский (Вochenski) Юзеф Мария

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бохеньский (Вochenski) Юзеф Мария" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бохеньский (Вochenski) Юзеф Мария, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 33 символа