Бохеньский (Вochenski) Юзеф Мария
(1902-1993) -пол. Философ, доминиканец (с 1926), орденское имя - Иннокентий. Изучал право во Львове (1920-1922), экономику в Познани (1922-1926), философию в Фрибуре в Швейцарии (1928-1931) и теологию в Риме (1931-1934). Проф. Логики в ун-те "Ангеликум" в Риме, затем проф. Истории философии в ун-те Фри-бура. Организовал в Фрибуре ин-т, занимавшийся изучением коммунизма в Центральной и Восточной Европе и являвшийся одним из основных советологических центров. Б. Был известным логиком и исследователем истории логики. Одним из первых продолжил программу историко- логических исследований, начатую Я. Лукасевичем в Польше и основывающуюся на истолковании истории логики с т.зр. Современной математической логики. В этом стиле анализировал историю модальной логики, логики Теофраста, антич.
Формальной логики. В 1956 представил обширную работу, синтезирующую историю логики в духе программы Лукасевича и являющуюся первым в логической литературе трудом такого рода. В философии Б. Начинал как томист. Под влиянием львовско-варшавской школы полагал, что томизм должен быть осовременен путем применения к нему современного логического анализа. В этом духе Б. Проанализировал ряд понятий, в частности понятие аналогии. Пытался также подвергнуть логической реконструкции доказательства существования Бога, сформулированные Фомой Аквинским. В 1960-е гг. Б. Оставил томизм и прямо высказался в поддержку аналитической философии. При этом он считал, что деление философии на христианскую и остальную лишено оснований, ибо религиозная вера не предопределяет никакой философии.
Философия же может быть либо аналитической, либо синтетической. Последняя является по большей части метафизической в наихудшем смысле этого слова, т.к. Считает какие- то проблемы разрешимыми единственно благодаря интуиции или мистическому переживанию. С позиций рационализма Б. Отвергал всякое познание, не являющееся логическим или эмпирическим, и проводил резкую границу между наукой и мировоззрением, между знанием и верой. Это вело к довольно неортодоксальным воззрениям на сущность веры, поскольку последняя является, по Б., вопросом решения и выбора, а не интеллекта. Тем не менее Б. Полагал, что аналитическая теология возможна, а ее предшественником считал как раз Фому Аквинского. Б. Придавал большое значение анализу понятий во всех областях знания, включая гуманитарные и социальные науки.
Предметом его собственного анализа были понятия "авторитет-", "религия" и др. Б. Отстаивал также систему взглядов, являющуюся, по его мнению, рациональной и направленную против гуманизма, антропоцентризма и сциентизма, во всяком случае против крайних версий этих воззрений.Современная европейская философия. М., 2000. Die Sowjetrussishe dialektische Materialismus. Bern, 1950, 1962. Europaische Philosophie der Gegenwart. Bern, 1951. Die zeitgenossische Dankmethoden. Bern, 1954. Formale Logic. Munchen, 1956. Wege zum philosophischen Denken. Munchen, 1959. Logic of religion. New York, 1965. Diamat. Stuttgart, 1968. Was ist Autoritat. Basel. Wien, 1974. Marxismus-Leninismus. Munchen, 1974..
Дополнительный поиск Бохеньский (Вochenski) Юзеф Мария
На нашем сайте Вы найдете значение "Бохеньский (Вochenski) Юзеф Мария" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бохеньский (Вochenski) Юзеф Мария, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 33 символа