Боэций (Вoethius) Аниций Манлий Торкват Северин

138

(480—524, казнен) — римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение "Утешение философией". Б. Созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Б. Перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введение" Порфирия к аристотелевским "Категориям", что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней.

Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий (см. Универсалии). Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения. "Наставление в арифметике", "Наставление к музыке", "Комментарий к Порфирию", "О категорическом силлогизме", "О гипотетических силлогизмах", "О логическом делении", "Каким образомТроица есть единый Бог, а не три божества", "Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве субстанционально", "Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными", "Против Евтихия и Нестория". Философские воззрения Б. В целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма.

Проблема универсалий решалась Б. Следующим образом. Роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. Обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные — как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары "субстанция — акциденция". Известная в схоластике метафизическая пара "форма — материя" также выделена Б. Из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием.

Например, "величие" — это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут. Б. Пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку "божественности". При этом "Отец", "Сын" и "Святой Дух" не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.А.Н. Шуман.

Значения в других словарях
Бохеньский (Вochenski) Юзеф Мария

(1902-1993) -пол. Философ, доминиканец (с 1926), орденское имя - Иннокентий. Изучал право во Львове (1920-1922), экономику в Познани (1922-1926), философию в Фрибуре в Швейцарии (1928-1931) и теологию в Риме (1931-1934). Проф. Логики в ун-те "Ангеликум" в Риме, затем проф. Истории философии в ун-те Фри-бура. Организовал в Фрибуре ин-т, занимавшийся изучением коммунизма в Центральной и Восточной Европе и являвшийся одним из основных советологических центров. Б. Был известным логиком и исследовате..

Бошкович (Вoskovic) Руджер Иосип

(род. 18 мая 1711, Дубровник ум. 13 февр. 1787, Милан) – хорват, философ и математик, проф. Ун-тов в Риме, Павии (1764) и Париже (1773). Разработал учение о динамическом атомизме, в основание которого были положены представления о непротяженных и неделимых материальных частицах (точках), между которыми действуют силы притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. Этим ученый в определенном смысле предвосхитил некоторые из современных представлений о материи, пространстве и време..

Боэций (Вoethius, Вoetius) Анаций Манлий Торкват Северин

..

Брадвардин (Вradwardine) Томас

(род. Ок. 1290, Чичестер – ум. 26 авг. 1349, будучи епископом Кентерберийским) – англ, схоласт. Путем применения математического метода исследования обосновал рационалистическую систему теологии, верил в свободную неисповедимую волю Бога, который повелевает природой, душой и всеми поступками человека. Его осн. Произв. «De causa dei» (1618). Учение Брадвардина о милости божией было преобразовано его учеником Виклифом в учение о предопределении.. ..

Дополнительный поиск Боэций (Вoethius) Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (Вoethius) Аниций Манлий Торкват Северин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Боэций (Вoethius) Аниций Манлий Торкват Северин" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Боэций (Вoethius) Аниций Манлий Торкват Северин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 47 символа