Гвардини (Guardini) Романо

200

(1885-1968) - немецкий философ и теолог итальянского происхождения. Изучал политические и естественные науки в Берлине, Мюнхене, Тюбингене, философию и теологию - во Фрейбурге и Тюбингене. Католический священник (с 1910), магистр теологии (1915), ординарный профессор философии религии и католического мировоззрения в Берлине (1923). Отстранен от преподавания и лишен звания профессора нацистами в 1939. Вернулся в университетские аудитории в 1945. Основные философско-теологические сочинения. "О духе литургии" (1917, в течении пяти лет переиздавалась 12 раз), "Противоположность. Опыт философии жизненно-конкретного" (1925), "Киркегоровская идея абсолютных парадоксов" (1929), "Человек и мысль. Исследование религиозной экзистенции в великих романах Достоевского" (1932), "Христианское сознание.

Исследование о Паскале" (1935), "Ангел в "Божественной комедии" Данте" (1937), "Мир и лицо" (1939), "К истолкованию "существования" у Райнера Мария Рильке" (1941), "Форма и содержание пейзажа в поэтическом творчестве Гельдерлина" (1946), "Свобода, милость, судьба" (1948), "Конец нового времени" (1950), "Власть" (1951), "Забота о человеке" (1962), "О Гете, о Фоме Аквинском и о классическом духе" (1969) и др. Основания миропредставления Г. Являли собой религиозную версию философии экзистенциализма и персонализма. Г., вслед за Дильтеем, Зим-мелем и Шелером, отвергал позитивизм и абстрактный рационализм, усматривая смысл философствования в постижении "конкретно-живого" (целостности, порожденной "нераздельными" и "неслиянными" моментами) в существовании людей.

Познание, по Г., есть "конкретно-жизненное отношение" конкретного человека к конкретному предмету. Следуя парадигме Николая Кузанского и развивая ее, Г. Постулировал универсальный статус идеи и явления противоположности в рамках повседневной жизни людей (на ана-томо-физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и волевом уровнях). Анализируя в контексте "внутренней саморазорванности", античеловеческий характер и планетосо-размерный масштаб мировых войн 20 в., Г., в частности, стремился изыскать ответы на вопрос о сути культуры людей, ее моральной и жизненной ценности. По убеждению Г., традиционная гуманистическая культура Европы, основанная на возрожденческом провозглашении высшей ценностью оригинальности человека, на тезисе о "гениальности в индивидуальности" романтизма, умирает.

В мире "невозможны боги" и "господствует техника". Человек теряет собственное положение смыслового центра мироздания. По мнению Г., "наука больше не должна заботиться о ценностях, ее дело - исследовать, независимо от того, что из этого выйдет. Искусство существует только для самого себя, и его действие на человека его не касается. Сооружения техники - это произведения сверхчеловека и имеют самостоятельное право на существование. Политика осуществляет власть государства, и ей нет дела ни до достоинства, ни до счастья человека...". Техника, попавшая в распоряжение государственной машины власти, согласно Г., порабощает в первую очередь людей. Современные технические системы в условиях индустриальной цивилизации не допускают автономного существования саморазвивающейся творческой личности.

Злоупотребления властью в итоге становятся не столько вероятными и возможными, сколько неизбежными. Г., тем не менее, усматривает потенциальные возможности противодействия людей такому ходу событий. Отказываясь от свободы индивидуального саморазвития и творчества, человек призван "всецело сосредоточиться на своем внутреннем ядре и попытаться спасти самое существенное. Едва ли случайно слово "личность" постепенно выходит из употребления, и на его место заступает "лицо" (Person). Это слово имеет почти стоический характер. Оно указывает не на развитие, а на определение, ограничение, не на нечто богатое и необычайное, а на нечто скромное и простое, что, тем не менее, может быть сохранено и развито в каждом человеческом индивиде.

- На ту единственность и неповторимость, которая происходит не от особого предрасположения и благоприятных обстоятельств, но от того, что этот человек призван Богом. Утверждать такую единственность и отстаивать ее - не прихоть и не привилегия, а верность кардинальному человеческому долгу. Каждый, будучи однажды поставлен Богом в самом себе, не может быть ни замещен, ни подменен, ни вытеснен". Совокупность именно таких людей, с точки зрения Г., конституируют совершенно нетрадиционную для европейской социальности общность. ". Масса. Не есть проявление упадка и разложения. Это историческая форма человека, которая может полностью раскрыться как в бытии, так и в творчестве, однако раскрытие ее должно определяться не мерками нового времени, а критериями, отвечающими ее собственной сущности.

Такой человек не устремляет свою волю на то, чтобы хранить самобытность и прожить жизнь по-своему. Он принимает и предметы обихода и формы жизни такими, какими их навязывает ему рациональное планирование и нормированная машинная продукция, и делает это, как правило, с чувством того, что это правильно и разумно". Благоговейно воспринимая бытие, человек, согласно Г., должен учиться видеть и созерцать мир, как бы даже "не желая" его. По мнению Г., таким даром владели благороднейшие мыслители - в частности, святой Фома и Гете. "Во взгляде Гете и Фомы есть благоговение, оставляющее вещи такими, каковы они есть в себе. Это - взгляд ребенка, доверенный взрослому. Он видит великое и малое, благородное и низкое, видит, как сплетены друг с другом жизнь и смерть...".А.А.

Грицанов.

Значения в других словарях
Гвардини (Guardini) Романо

ГВАРДИНИ (Гуардини) (Guardini) Романо (1885-1968) - немецкий католический деятель, религиозный философ, писатель и публицист. Выступал против нацистского антисемитизма ("Христианин перед лицом расизма", 1939). Работы о Сократе, Данте, Ф. Гельдерлине, Ф. М. Достоевском, Р. М. Рильке.. ..

Гаст (Gast) Петер, Настоящее Имя Генрих Кёзелиц

(род. 10 янв. 1854, Аннаберг, Рудные горы – ум. 16 янв. 1918, там же) – нем. Писатель и музыкант. В 1900-1908 работал в архиве в Веймаре. В 1876 завязал личные отношения с Ницше, помощником которого он стал, и написал введение к произв. «Так говорил Заратустра», в котором особенно подчеркнул идеи Ницше о сверхчеловеке, о презрении к массам и необходимости устранения демократии. Его письма к Ницше издал А. Мендт (2 т., 1924).. ..

Гаусс (Gauss) Герман

(род. 4 мая 1902, Листаль) – швейц. Философ, проф. Базельского и Бернского ун-тов, ученик Г.Шмаленбаха. Занимался исследованиями трудов Платона и систематизацией всей послеплатоновской философии. Осн. Труды. «Plato's conception of philosophy», 1937. «Philosophischer Handkommentar zu den Dialogen Platos», 6 Bde., 1952-1961.. ..

Гваттари (Guattari) Феликс

(1930-1992) - французский философ и психиатр. Один из создателей шизоанализа. Осуществил цикл работ по исследованию шизофрении. Проявил интерес к психоаналитическим идеям, но впоследствии выступил с критикой концепций Фрейда, Лакана, Марку-зе и других психоаналитиков различных ориентации. Предложил расширительное понимание бессознательного как структуры внутреннего мира индивида и чего-то разбросанного вне его, воплощающегося в различных поведенческих актах, предметах, атмосфере времени и т.д. Р..

Гваттари (Гаттари) (Guattari) Феликс

(1930— 1992) — французский психоаналитик и философ. Один из создателей шизоанализа. Основные собственно философские сочинения Г. Написаны совместно с Делезом. "Капитализм и шизофрения" (т. 1 "Анти-Эдип", 1972. Т. 2 "Тысячи плато", 1980), "Кафка" (1975), "Ризома" (1976), "Что такое философия" (1990). Г. Также автор индивидуальных работ. "Психоанализ и трансверсальность" (1972), "Молекулярная революция" (1977), "Машинное бессознательное" (1978), "Шизоаналитические картографии" (1989) и др. Осущест..

Дополнительный поиск Гвардини (Guardini) Романо Гвардини (Guardini) Романо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гвардини (Guardini) Романо" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гвардини (Guardini) Романо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 26 символа