Гершензон Михаил Осипович

126

(1869-1925) - русский историк, культуролог, философ. В 1887 поступил в политехникум в Берлине, но проучился лишь два курса. В 1889-1894 - на историческом отделении историко-филологического факультета Московского университета. Занимался журналистикой. Работал в журналах "Критическое обозрение" и "Вестник Европы", сотрудничал с газетами "Русская молва" и "Биржевые ведомости", издательством "Путь". Составитель 6-ти томного собрания документов и материалов по истории русской культуры "Русские пропилеи" (1915-1919, в 1923 дополнительно вышел сборник "Новые пропилеи"). Автор работ по истории русской мысли и культуры. "Русские писатели в их переписке. Герцен и Огарев" (1902). "История молодой России" (1908). "П.Я. Чаадаев.

Жизнь и мышление" (1908). "Жизнь B.C. Печорина" (1910). "Образцы прошлого" (1912). "Грибоедовская Москва" (1914). "Мудрость Пушкина" (1919). "Видение поэта" (1919) и др. Инициатор, организатор и издатель сборника "Вехи" (1909). Автор предисловия и статьи "Творческое самосознание". Свое несогласие с Г. Сразу же по выходе "Вех" высказал его участник Струве. В либеральных кругах Г. Был объявлен главным еретиком и изменником. Негодование вызвала его фраза. "Ка-ковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, - бояться его мы должны пуще всех козней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной". Вынужден был уйти из либерального "Вестника Европы", сблизился с деятелями русского религиозного ренессанса (период сотрудничества с издательством "Путь"), но и с ними разошелся, не приняв их оценок Первой мировой войны.

В 1917 произошел разрыв с Бердяевым, но уже по поводу сочувственного отношения Г. К революции. В 1922 выехал на лечение в Германию, в следующем году вернулся в Россию. Работал в Академии художественных наук, основанной В. Брюсовым, был организатором и первым председателем Всероссийского союза писателей. Совместно с В.И. Ивановым опубликовал в 1921 работу "Переписка из двух углов" (это 12 их писем друг другу, написанных во время нахождения их в одной комнате Московской здравницы для работников науки и культуры летом 1920). Работа вызвала широкий резонанс, была переведена в последующем на основные европейские языки. С ней были знакомы Ортега-и-Гассет, Бубер, Марсель, Т.С. Элиот и др. В это время Г. Опубликовал и др. Свои собственные философские работы.

"Тройственный образ совершенства" (1918). "Ключ веры" (1922). "Гольфстрем" (1922). Сквозные темы творчества Г. - судьбы культуры, интеллектуальной мысли, интеллигенции в России. Однако во второй период творчества у него происходит существенная их переакцентировка. От либерального круга идей Г. Все больше смещается в сторону религиозного миропонимания, от развернутых культурных анализов к нигилистическому восприятию культуры, от подхода Т. Карлейля к подходам Толстого и Руссо. Дальнейшее переосмысление идей Чаадаева и Киреевского привело Г. К позициям, близким по ряду вопросов Джемсу, Бергсону, Ницше (философию жизни в целом можно рассматривать как основной вектор эволюции его творчества). Сильная сторона философских построений Г.

- их критическая ориентированность, установка на вскрытие мифологем и "очевидностей" сознания. Не позитивистски понимаемые факты, а личность, не редуцируемая ни к системе политических, религиозных и т.д. Взглядов, ни к какой-либо схеме, - основная задача философской рефлексии. Личность должна браться не во "внешних" своих проявлениях, а как "внутренний человек". Внутренняя жизнь субъекта ("муки индивидуальной души") важнее обстоятельст, в которых она протекает. В структуре человеческого духа Г. Выделяет как бы три подсистемы (уровня). Глубинное чувственно-волевое ядро ("бессознательную волю"), подчиняющуюся "мировому космическому закону". Подсистему эксплицированного "Я" (желания, усмотрения, хотения), дающую возможность отклонения от "мирового космического закона".

Самосознание как синтез "внутренних" и "внешнена-правленных" импульсов, испытывающих воздействие социокультурной среды. Европейский человек ориентирован на идентификацию своего "я" с внешними формами жизни, прежде всего в них видит возможность самореализации, воспринимая себя "внутреннего" как отчужденного в категории "Он", что задает постоянную дуалистичность (противоречивость) личности. Особенно эта тенденция сильна среди русской интеллигенции, мифологизировавшей свое историческое предназначение, приняв эсхатологическую установку на падения политического режима как начало нового мира - Царства Божия на земле. При этом (в отличие от западного человека) она мирится с "мерзостью запустения" на уровне повседневной жизни и перекладывает всю вину и ответственность за происходящее на общество и власть.

Это порождает дополнительный разрыв между логикой (сознанием) и волей (чувством). Идеи заимствуются и внешне усваиваются, но не переживаются и не укореняются в потребностях воли, сознание живет своими мифами и иллюзиями. Такое положение дел привело, согласно Г., к двоякому результату. С одной стороны, русская интеллигенция стала (внутренне) духовным калекой, живущим "вне себя", с другой стороны, она оторвалась (внешне) от народа, обладающего качественно иным (метафизическим и религиозным, а не рационализированным) "строем души". "формализм сознания - лучшее нивелирующее начало в мире". Только "инстинктивно-принудительное" соответствие с прирожденными глубинными особенностями индивидуальной воли делает отвлеченную идею внутренним двигателем жизни.

Речь должна идти об "идее-чувстве", "идее-страсти", осваиваемой в "творческом самосознании" как возрождении "внутреннего человека". Необходимо узреть "бесконечность в собственной душе", ее связь с космическим началом, через "творческое самосознание" возродить веру (понимаемую не конфессионально, а как задающую "стержень" и личности, и культуре). На этот круг идей, считает Г., вышли Чаадаев и славянофилы. В частности, у Киреевского он видит учение о душевной целостности, чувственном "подсознательном" ядре человека, вере, как регулирующих всю человеческую жизнь. Однако, считает Г., славянофилы сами же отказались от этих установок, отдав предпочтение внешним "готовым" формам жизни и породив ряд фетишей русской интеллигенции, в частности идеализированное представление о русском народе.

В целом же можно сказать, что Г. Видит основной источник противоречий в русской жизни в доминировании "внешнего", формального, некритически усвоенного над "внутренним", глубинным, личностным, т.е. Сущностным. Он говорит об отчужденности человека от культуры. Однако, уже в работе "Тройственный образ совершенства" речь идет об отчужденности культуры от человеческой природы. Культура начинает трактоваться как репрессивное начало по отношению к человеку, как система "тончайшего принуждения", как господство над человеком противостоящих ему его же творений. Этот акцент максимально усиливается Г. В "Переписке их двух углов", где доминируют мотивы разрыва культурного сознания и личной воли, "мертвящей" отвлеченности и системности европейской культуры, "неподлинности культуры", поддавшейся "соблазну доказательности" и оторвавшейся от живого опыта.

Личное вновь должно стать личным, но при этом должно быть пережитым как всеобщее. Человек, утверждает Г., должен увидеть во всяком своем проявлении и свое дитя, и Бога.В.Л. Абушенко.

Значения в других словарях
Гершензон Михаил Осипович

Гершензон Михаил Осипович [1(13).7.1869, Кишинев, ≈ 19.2.1925, Москва], русский историк литературы и общественной мысли. Окончил Московский университет (1894). Работы Г. О П. Я. Чаадаеве (1908), В. С. Печерине (1910), декабристе С. И. Кривцове (1914), «грибоедовской Москве» (1914), о западниках и славянофилах («История молодой России», 1908. «Исторические записки о русском обществе», 1910. «Образы прошлого», 1912) богаты фактическим материалом и написаны в жанре художественного философско-психол..

Гершензон Михаил Осипович

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925) - российский историк литературы и общественной мысли. Был близок к неославянофилам, к "русскому религиозному ренессансу". Участник сборника "Вехи". В трудах о П. Я. Чаадаеве, о "грибоедовской Москве", о западниках и славянофилах, об А. С. Пушкине и И. С. Тургеневе ввел в научный обиход ценный материал.. ..

Гершензон Михаил Осипович

Писатель. Род. В 1869 г. Кончил курс в Московском унив. По историко-филологич. Факультету. Написал ряд исторических и историко-литературных статей в "Рус. Мысли", "Рус. Вед.", "Вестн. Воспит.", "Вопросах философии и псих.", "Вестн. Евр.", "Науч. Слове", "Мире Божьем" и др. В последние годы печатает по частям труд, задающийся целью представить историко-психологическое исследование развития русской мысли от Александровской эпохи до конца 40-х гг. Сюда относятся статьи. "Доктор Вернер из "Героя наш..

Гершензон Михаил Осипович

(1869-1925), историк русской культуры, философ. Родился в Кишиневе 1 июля 1869. Окончил в 1894 историко-филологический факультет Московского университета. Его учителем был профессор П.Г.Виноградов. С 1904 Гершензон - редактор отдела журнала "Критическое обозрение". В 1907-1908 заведовал литературным отделом журнала "Вестник Европы". Значительное влияние на его мировоззрение и историко-литературную позицию оказали сочинения Т.Карлейля и прежде всего книга Герои, почитание героев и героическое в и..

Гершензон Михаил Осипович

Гершензон, Михаил Осипович - историк литературы и публицист. Родился в 1869 г. В еврейской семье. Поступив в 1889 г. На историко-филологический факультет Московского университета, работал по греческой истории под руководством профессора П.Г. Виноградова и написал две работы. "Аристотель и Эфор" и "Афинская Полития Аристотеля и Жизнеописание Плутарха", напечатанные на средства университета. Оставлению его при университете для подготовки к профессорской деятельности помешало его вероисповедание. С..

Гершензон Михаил Осипович

(1869, Кишинёв — 1925, Москва), литератор, историк русской литературы и общественной мысли. Сын неудачливого коммерсанта, воспитанный в жёстком, «средневековом», по выражению его дочери, режиме хедера (еврейской начальной школы), Гершензон после окончания с золотой медалью Кишинёвской гимназии и нескольких лет учёбы в Берлине, несмотря на существовавшую для иудеев процентную норму, по особому министерскому разрешению поступил в 1889 на историко-филологический факультет Московского университета. ..

Гершензон Михаил Осипович

Гершензон, Михаил Осипович - историк литературы и публицист. Родился в 1869 г. В еврейской семье. Поступив в 1889 г. На историко-филологический факультет Московского университета, работал по греческой истории под руководством профессора П.Г. Виноградова и написал две работы. "Аристотель и Эфор" и "Афинская Полития Аристотеля и Жизнеописание Плутарха", напечатанные на средства университета. Оставлению его при университете для подготовки к профессорской деятельности помешало его вероисповедание. С..

Герцль Теодор

(1860—1904) — один из основоположников сионизма, автор брошюры "Еврейское государство. Попытка современного решения еврейского вопроса" (1896), которая стала манифестом сионистского движения. Родился в Венгрии. Первоначально был сторонником ассимиляции евреев. Так, основной причиной еврейских погромов в различных европейских странах Г. Считал пребывание евреев в гетто. Он утверждал. "Скрещивание западных рас с так называемыми восточными — вот достойное и великое решение!" В это же время в Европе..

Гершель (Нerschel) Джон Фредерик Уильям

(род. 7 марта 1792, Слау – ум. И мая 1871, Лондон) – англ, астроном. В 1864 опубликовал каталог всех известных в то время туманностей и созвездий, а в 1831 – свое главное произв. «А preliminary Discourse on the study of natural philosophy», в котором показал, как путем логической индукции возможно сделать научные обобщения и открытия.. ..

Герье Владимир Иванович

(род. 1837- ум. 1919) – рус. Историк, профессор Московского ун-та. Ученик Т. Н. Грановского, С. Соловьева, В. Д. Кудрявцева и П. Леонтьева. История т. Н. «идей», общественных течений и настроений занимала его гораздо больше, чем та реальная обстановка, в которой эти течения и настроения складывались. Лучшие его работы посвящены характеристике аскетического миросозерцания в лице его наиболее видных выразителей от Августина Блаженного до Франциска Ассизского. В области метода Герье являлся сторонн..

Дополнительный поиск Гершензон Михаил Осипович Гершензон Михаил Осипович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гершензон Михаил Осипович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гершензон Михаил Осипович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 25 символа