Данилевский Николай Яковлевич
(1822-1885) - философ, идеолог панславизма, публицист, естествоиспытатель. Создатель теории культурно-исторических типов - первого варианта теории локальных цивилизаций, предшественник О. Шпенглера и А. Тойнби.В 1843-1847 учился на физико-математическом факультете Петербургского ун-та. С 1845 посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. В 1848 арестован по делу Петрашевского и летом 1850 направлен в административную ссылку. Позднее участвовал в работе десяти научно-практических экспедиций.Творчество Д. Включает работы по ботанике, зоологии, этнографии, экономике, статистике, а также публицистику. Наиболее крупные труды. Книги "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" и "Дарвинизм.
Критическое исследование". Критика Д. Учения Ч. Дарвина основывалась на материале биологии и на аргументации философско- телеологического характера.В кн. "Россия и Европа" излагалось учение о взаимоотношениях славянского и германо-романского миров, опиравшееся на оригинальный теоретический фундамент - философско-историческую доктрину, получившую в научной литературе наименование "теория культурно-исторических типов". Предпосылками теории культурно- исторических типов являются отказ от западнической ориентации в области социальной философии, интерес к славянофильству и, одновременно, указание на недостаточность его научно-теоретической базы. Органицистский натурализм, т.е. Отождествление социального и органического образований, а также специфическая теория природы - признание определяющими в организме его собственных, а не общего эволюционного закона.Вопреки широко распространенному представлению об истории как об эволюционно- стадиальном движении единого человечества Д.
Изобразил историю в виде совокупности "биографий" отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций).По Д., в общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы и органической материи. В качестве специфической основы культурно-исторического типа выступают самобытные начала, проявляющиеся в сфере народности и не передающиеся др. Культурно-историческим типам.Поскольку культурно-исторический тип - органическое образование, его эволюция заключается в прохождении фаз жизненного цикла от рождения до старости и смерти. Одновременно осуществляется и культурная эволюция в направлении от первоначального этнофафического состояния к государственному и цивилизованному.Всего в истории Д. Насчитывал 10 культурно-исторических типов, всесторонне им анализировались только два из них - германо-романский и славянский.
Историческую миссию России Д. Видел в содействии развитию славянского культурно-исторического типа.Публикация "России и Европы" вызвала длительную полемику, в которой сторонниками Д. Выступили Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев, К.Н. Бестужев-Рюмин, а критиками - B.C. Соловьев, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев и др.Дарвинизм. Критическое исследование. СПб., 1885-1889. Т. 1-2. Сборник политических и экономических статей. СПб., 1890. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1995.Голосенко И.А. Н.Я. Данилевский // Социологическая мысль в России. Л., 1978. Бажов СИ. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.С.И. Бажов.
Дополнительный поиск Данилевский Николай Яковлевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Данилевский Николай Яковлевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Данилевский Николай Яковлевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 29 символа