Джилас (Jilas) Милован

119

(1911-1995) - югославский писатель, мыслитель, общественный и политический деятель. С 1929 изучает философию и право в Белградском университете. Член подпольной Компартии Югославии с 1932. В 1933 за революционную деятельность приговорен к трем годам тюрьмы. Член ЦК и Политбюро ЦК КПЮ с 1940. Народный герой Югославии, генерал-лейтенант. В 1953 - зам. Председателя Союзного исполнительного веча (Совета Министров) Югославии, один из четырех вице-президентов Югославии, с конца 1953 - председатель Союзной народной скупщины (парламента). В январе 1954 внеочередной пленум ЦК СКЮ квалифицировал публиковавшиеся в газете "Борба" и журнале "Новая мысль" статьи Д. Как антипартийные и снял его со всех государственных и партийных постов.

В 1955 приговорен условно к 18 месяцам тюремного заключения за "клеветнические заявления, в которых он изображал положение в Югославии в злонамеренно искаженном виде". С 1956 по 1966 Д. Трижды отбывает заключениев югославских тюрьмах. В исследованиях "Новый класс" (1957), "Несовершенное общество" (1969), "Тюрьмы и идеи" (1984) Д. Дает философскую и политическую характеристику общества, построенного в СССР и странах Восточной Европы. Д. Проанализировал его социальную структуру, идеологическую надстройку, доминирующие философские, экономические и политические концепции, официальную теорию и практику деятельности государства и таким образом раскрыл сущность "нового класса" социализма - партийно-бюрократического аппарата.

По мысли Д., одним из наиболее интересных феноменов социалистического и коммунистического строительства является то, что формально провозглашая построение бесклассового общества как цель движения, коммунисты после захвата политической власти немедленно, всегда и везде создают собственное классовое общество с единственным привилегированным классом - "новым классом". Не считая этот термин строго научным, Д. Нередко употреблял в качестве синонимов понятия "номенклатура", "правящий слой", "каста". Основываясь на парадигме и установках демократического марксистского ревизионизма Д., "новый класс" может быть понят как исторически сложившаяся монопольно властвующая группа людей, пользующаяся особыми привилегиями в силу реализации властных функций, обладающая формально общественной (или "государственной", "народной") собственностью на средства производства, определяющая характер общественной организации труда и самочинно присваивающая себе произвольную долю общественного богатства.

По мнению Д., созданное Марксом понимание общества и его истории не соответствует действительности и являет собой "катаклизменное понимание общества". Отдавая должное известной роли социальных катаклизмов в человеческой истории, Д. Вместе с тем считал, что они не могут трактоваться ни как "абсолютный закон", ни как "цель" общественного развития. Отвергая как в принципе неверное утверждение Маркса о некоей "исторической миссии рабочего класса", Д. Отмечал, что история нигде не подтвердила это допущение и, более того, никто не доказал, что рабочий класс выступает за социализм. Характеризуя коммунистическое движение как по существу идеологическое и не рабочее, Д. Настаивал на том, что ни один коммунистический переворот (в т.ч.

И в России) никогда не был пролетарским. "Практический утопизм" ленинского плана скоротечного построения бесклассового общества, по Д., закономерно породил сталинизм. Власть "нового класса", по мнению Д., связана с утопической идеей создания светлого будущего, бесклассового коммунистического общества. По мнению Д., "когда коммунисты борются за власть, они верят в идеалы, которые овладевают их мыслями и всем существом. Но потом идеология постепенно становится лишь средством власти. В конечном счете и экономика при коммунизме является таким средством, а не независимым организмом, который развивается по своим законам. С разложением идеологии правящий класс и созданная им система приходят к кризису. Коммунизм. Явление временное, продукт определенной исторической эпохи - эпохи империй и империализма, эпохи фашизма и революций".

Д. Не верил в способность "реального социализма" к самосовершенствованию и полагал, что в исторической перспективе он неизбежно подлежит замене.А.А. Грицанов.

Значения в других словарях
Джентиле (Gentile) Джованни

(1875—1944) — итальянский философ, неогегельянец, основатель "актуального идеализма" ("актуализм"). Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции. Друг и оппонент Кроче, разошелся с ним по политическим мотивам. Поддержал режим Б. Муссолини, некоторое время был министром просвещения. Казнен в 1944. Основные работы. "Реформа гегелевской диалектики (1913), "Общая теория духа как чистого акта" (1916), "Система логики как теория..

Джефферсон (Jefferson) Томас

(род. 13 апр. 1743, Албемарл – ум. 4 июля 1826, Монтиселло) – амер. Просветитель, философ и государственный деятель, третий президент США, автор Декларации независимости 1776 – выдающегося документа демократической социально-философской мысли 18 в. Будучи приверженцем гуманистического идеала европейского Просвещения, признавал врожденное моральное чувство справедливого и несправедливого у каждого человека. Исторический процесс развития представлял в виде противоборства врожденного нравственного ..

Джинс (Jeans) Джеймс Хопвуд

(род. 11 сент. 1877, Кембридж – ум. 16 сент. 1946, там же) – англ, физик. Пытался (как и А. С. Эддингтон, Макс Планк и др.) вывести метафизические следствия из достижений современных естественных наук. Автор космогонической гипотезы (гипотеза Джинса). Осн. Произв. «Problems of cosmogony and stellar dynamics», 1919. «Dynamical theory of gases», 1904. «Physics and philosophic», 1945 (здесь он пытается доказать, «что собственно последние естественные процессы не могут ни произойти, ни быть представ..

Джоберти (Gioberti) Винченцо

(род. 5 апр. 1801, Турин – ум. 26 окт. 1852, Париж) – итал. Философ и государственный деятель. Представитель недогматической теологической онтологии («Teoria del sopranaturae», 1838, и «Introduzione allo studio della filosofia», 1839-1840), учил о божественном бытии как предмете духовного созерцания. Познание является откровением Бога. «L'Ente crea l'esistente», божественное бытие, творит сущее («Delia filosofia», 1857). Джоберти был первым, кто пролагал путь национальному объединению Италии («D..

Дополнительный поиск Джилас (Jilas) Милован Джилас (Jilas) Милован

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джилас (Jilas) Милован" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джилас (Jilas) Милован, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 22 символа