Достоевский Федор Михайлович
(1821-1881) - рус. Писатель, публицист. В творчестве Д. Нашли глубокое отражение религиозные, этические и метафизические проблемы человеческого бытия. Его произведения содержат образы и филос. Идеи, ярко выражающие сущность человека, особенности его природы и сознания. Раннее творчество Д. Определяется сочетанием литературного романтизма и психологического анализа. Его первый роман "Бедные люди" (1845) был с восторгом встречен В.Г. Белинским и Н.А. Некрасовым, увидевшими в молодом писателе творца "социального романа", продолжателя Н.В. Гоголя. Однако в повести "Двойник" (1846) уже заметно, что автор не ограничивается социальной типологией, а стремится к психологическому анализу человеческой души во всей ее сложности и противоречивости.
В произведениях втор. Пол. 1840-х гг. Д. Рассматривал личность в ее эмоциональных и волевых качествах, определив для себя главные литературно- философские темы. "тайна" человека, нравственный смысл жизни, проблема социально справедливого общества.В 1849 Д. Был арестован за участие в обществе М.В. Петрашевского и приговорен к смертной казни. Он пережил несколько страшных минут в ожидании смерти, затем был помилован и осужден на четыре года каторжных работ. После каторги (1850-1854) и службы в армейском батальоне Д. В декабре 1859 возвратился в Санкт-Петербург и, пересмотрев прежние "социалистические" убеждения, активно включился в литературную жизнь. Вместе с братом М.М. Достоевским он участвовал в издании жур. "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865), в которых пропагандировал идеологию почвенничества.
Отстаивая идею национальной самобытности России, Д. В отличие от славянофилов пытался совместить ее с достижениями зап. Цивилизации, найти компромисс между крайними т.зр. Он отрицательно относился к революционным проектам общественного переустройства, противопоставляя им национальную схему прогресса через постепенное решение социальных проблем, сотрудничество правительства с интеллигенцией и народом. Принципами "почвеннической" идеи полагались братское начало в противовес зап. Индивидуализму, устройство рус. Общества на христианских основаниях. У Д. Формируется мировоззрение, носящее сильный антипросветительский и антипозитивистский характер, складывается новая система взглядов, ярко выраженная в повести "Записки из подполья" (1864).
Их герой развивает парадоксальную философию, согласно которой человеческое самоволие ставится выше всех логических и разумных законов жизни. Сознание "подпольного" человека основано на протесте против объективного порядка бытия (законы природы, выводы естественных наук, математика), т.к. Рациональная объективность не только отрицает свободную личность и индивидуальность, но и в принципе не может полностью познать ее, ибо способна охватить лишь "какую-нибудь одну двадцатую долю всей моей способности жить" ("Записки из подполья"). Д. По сути отвергал не только позитивизм и утопический социализм, но и любую философию, ориентированную на рассудочное объяснение жизни. Он противопоставлял рассудку цельную человеческую природу, которая противоречива и иррациональна.
Сомнение и страдание есть причины сознания, сущность человека заключается в его свободе, субъект свободной воли противоречит и противостоит европейскому прогрессу - эти и др. Идеи составляли оригинальное филос. Мировоззрение Д. И получили дальнейшую разработку в работах экзистенциалистов 20 в.Выход из "подполья" Д. Видел в следовании заветам православного христианства как эталонам полноценной, гармоничной человеческой жизни. Однако в его великих романах художественная и человеческая правда постоянно заставляет писателя отходить от православных догм и даже одобрять прямо противоположное. Достаточно вспомнить знаменитое Алешино "расстрелять!" в отношении генерала, затравившего ребенка собаками ("Братья Карамазовы").
Правда жизни практически всегда побеждала у него правду религии. Его христианство - это христианство "с человеческим лицом". Др. Путь, по его мнению, состоял в саморазрушении личности, самообожествлении человека, утверждении предельного эгоизма. Различные варианты личного самоутверждения, воплощенные в литературных образах, являются филос. Содержанием "идейных" романов Д., основная тема которых - трагедия человеческой свободы.Герои Д. - носители определенных идей, а его романы представляют собой сложную идейную диалектику, или "полифонию" (М.М. Бахтин), основанную на взаимодействии личных позиций и мировоззрений. С одной стороны, идеалы всепроникающей любви и братства выражают князь Мышкин ("Идиот", 1868), старец Зосима и Алексей Карамазов ("Братья Карамазовы", 1879-1880).
С др. Стороны, идею отрицания и метафизического бунта воплощают Родион Раскольников ("Преступление и наказание", 1866), Николай Ставрогин ("Бесы", 1871-1872), Иван Карамазов и др. Важная тема Д. - антагонизм веры и неверия, христианства и социализма - получила завершение в "поэме" о Великом Инквизиторе ("Братья Карамазовы"), в которой Христос олицетворяет свободу и любовь, а Инквизитор - насилие и принуждение. По мнению Д., свобода - это условие духовного выбора между добром и злом, великий дар, обогащающий или разрушающий личность.Несмотря на преобладающую критическую сторону творчества, Д. Удалось высказать и положительные идеи - примером может служить его мысль о красоте. Вера Д. В то, что "красота спасет мир", распространялась на разные стороны его мировоззрения - на психологию, эстетику, религию.
Эстетическое созерцание красоты есть свойство человека, непосредственно соотносимое как с нравственным самосознанием, так и с исканием Бога. Красота есть объективная метафизическая сила, созидающая гармонию.Духовным завещанием Д. Является речь об А.С. Пушкине (1880). В ней Пушкин выступает символом гармонии и цельной творческой личностью, а его мировоззрение Д. Понимает как идеал и будущую программу рус. Человека. Призыв Д. К "всемирному всечеловеческо-братскому единению", провозглашенный в пушкинской речи, является, по сути, итогом его религиозных и филос. Исканий.Д. Был знаковой фигурой для рус. Религиозно-философского возрождения нач. 20 в. Он оказал значительное влияние на рус. И зап. Филос. Мысль, оказался самым читаемым рус.
Писателем на Западе, его книги стали объектом исследований для многих мыслителей XX в. (А. Камю, Бахтин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др.).Полн. Соб. Соч. В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 1-30. Розанов В.В. "Легенда о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского. СПб., 1894. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. СПб., 1901-1902. Т. 1-2. Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии. СПб., 1903. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. Штейнберг А.З. Система свободы Достоевского. Берлин, 1923. О Достоевском. Сб. Статей. Прага, 1929-1936. Т. 1-4. Лосский И.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М., 1963. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.О.Т. Ермишин.
Дополнительный поиск Достоевский Федор Михайлович
На нашем сайте Вы найдете значение "Достоевский Федор Михайлович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Достоевский Федор Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 28 символа