Достоевский Федор Михайлович

122

(1821-1881) - рус. Писатель, публицист. В творчестве Д. Нашли глубокое отражение религиозные, этические и метафизические проблемы человеческого бытия. Его произведения содержат образы и филос. Идеи, ярко выражающие сущность человека, особенности его природы и сознания. Раннее творчество Д. Определяется сочетанием литературного романтизма и психологического анализа. Его первый роман "Бедные люди" (1845) был с восторгом встречен В.Г. Белинским и Н.А. Некрасовым, увидевшими в молодом писателе творца "социального романа", продолжателя Н.В. Гоголя. Однако в повести "Двойник" (1846) уже заметно, что автор не ограничивается социальной типологией, а стремится к психологическому анализу человеческой души во всей ее сложности и противоречивости.

В произведениях втор. Пол. 1840-х гг. Д. Рассматривал личность в ее эмоциональных и волевых качествах, определив для себя главные литературно- философские темы. "тайна" человека, нравственный смысл жизни, проблема социально справедливого общества.В 1849 Д. Был арестован за участие в обществе М.В. Петрашевского и приговорен к смертной казни. Он пережил несколько страшных минут в ожидании смерти, затем был помилован и осужден на четыре года каторжных работ. После каторги (1850-1854) и службы в армейском батальоне Д. В декабре 1859 возвратился в Санкт-Петербург и, пересмотрев прежние "социалистические" убеждения, активно включился в литературную жизнь. Вместе с братом М.М. Достоевским он участвовал в издании жур. "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865), в которых пропагандировал идеологию почвенничества.

Отстаивая идею национальной самобытности России, Д. В отличие от славянофилов пытался совместить ее с достижениями зап. Цивилизации, найти компромисс между крайними т.зр. Он отрицательно относился к революционным проектам общественного переустройства, противопоставляя им национальную схему прогресса через постепенное решение социальных проблем, сотрудничество правительства с интеллигенцией и народом. Принципами "почвеннической" идеи полагались братское начало в противовес зап. Индивидуализму, устройство рус. Общества на христианских основаниях. У Д. Формируется мировоззрение, носящее сильный антипросветительский и антипозитивистский характер, складывается новая система взглядов, ярко выраженная в повести "Записки из подполья" (1864).

Их герой развивает парадоксальную философию, согласно которой человеческое самоволие ставится выше всех логических и разумных законов жизни. Сознание "подпольного" человека основано на протесте против объективного порядка бытия (законы природы, выводы естественных наук, математика), т.к. Рациональная объективность не только отрицает свободную личность и индивидуальность, но и в принципе не может полностью познать ее, ибо способна охватить лишь "какую-нибудь одну двадцатую долю всей моей способности жить" ("Записки из подполья"). Д. По сути отвергал не только позитивизм и утопический социализм, но и любую философию, ориентированную на рассудочное объяснение жизни. Он противопоставлял рассудку цельную человеческую природу, которая противоречива и иррациональна.

Сомнение и страдание есть причины сознания, сущность человека заключается в его свободе, субъект свободной воли противоречит и противостоит европейскому прогрессу - эти и др. Идеи составляли оригинальное филос. Мировоззрение Д. И получили дальнейшую разработку в работах экзистенциалистов 20 в.Выход из "подполья" Д. Видел в следовании заветам православного христианства как эталонам полноценной, гармоничной человеческой жизни. Однако в его великих романах художественная и человеческая правда постоянно заставляет писателя отходить от православных догм и даже одобрять прямо противоположное. Достаточно вспомнить знаменитое Алешино "расстрелять!" в отношении генерала, затравившего ребенка собаками ("Братья Карамазовы").

Правда жизни практически всегда побеждала у него правду религии. Его христианство - это христианство "с человеческим лицом". Др. Путь, по его мнению, состоял в саморазрушении личности, самообожествлении человека, утверждении предельного эгоизма. Различные варианты личного самоутверждения, воплощенные в литературных образах, являются филос. Содержанием "идейных" романов Д., основная тема которых - трагедия человеческой свободы.Герои Д. - носители определенных идей, а его романы представляют собой сложную идейную диалектику, или "полифонию" (М.М. Бахтин), основанную на взаимодействии личных позиций и мировоззрений. С одной стороны, идеалы всепроникающей любви и братства выражают князь Мышкин ("Идиот", 1868), старец Зосима и Алексей Карамазов ("Братья Карамазовы", 1879-1880).

С др. Стороны, идею отрицания и метафизического бунта воплощают Родион Раскольников ("Преступление и наказание", 1866), Николай Ставрогин ("Бесы", 1871-1872), Иван Карамазов и др. Важная тема Д. - антагонизм веры и неверия, христианства и социализма - получила завершение в "поэме" о Великом Инквизиторе ("Братья Карамазовы"), в которой Христос олицетворяет свободу и любовь, а Инквизитор - насилие и принуждение. По мнению Д., свобода - это условие духовного выбора между добром и злом, великий дар, обогащающий или разрушающий личность.Несмотря на преобладающую критическую сторону творчества, Д. Удалось высказать и положительные идеи - примером может служить его мысль о красоте. Вера Д. В то, что "красота спасет мир", распространялась на разные стороны его мировоззрения - на психологию, эстетику, религию.

Эстетическое созерцание красоты есть свойство человека, непосредственно соотносимое как с нравственным самосознанием, так и с исканием Бога. Красота есть объективная метафизическая сила, созидающая гармонию.Духовным завещанием Д. Является речь об А.С. Пушкине (1880). В ней Пушкин выступает символом гармонии и цельной творческой личностью, а его мировоззрение Д. Понимает как идеал и будущую программу рус. Человека. Призыв Д. К "всемирному всечеловеческо-братскому единению", провозглашенный в пушкинской речи, является, по сути, итогом его религиозных и филос. Исканий.Д. Был знаковой фигурой для рус. Религиозно-философского возрождения нач. 20 в. Он оказал значительное влияние на рус. И зап. Филос. Мысль, оказался самым читаемым рус.

Писателем на Западе, его книги стали объектом исследований для многих мыслителей XX в. (А. Камю, Бахтин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др.).Полн. Соб. Соч. В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 1-30. Розанов В.В. "Легенда о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского. СПб., 1894. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. СПб., 1901-1902. Т. 1-2. Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии. СПб., 1903. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. Штейнберг А.З. Система свободы Достоевского. Берлин, 1923. О Достоевском. Сб. Статей. Прага, 1929-1936. Т. 1-4. Лосский И.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М., 1963. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.О.Т. Ермишин.

Значения в других словарях
Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва, ‒ 28.1(9.2).1881, Петербург], русский писатель. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год вышел в отставку. Первый роман Д. «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления ‒ натуральной школы. ..

Достоевский Федор Михайлович

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-81) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. Описал страдания "маленького" человека как трагедию социальную. В повести "Двойник" (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-54) с последующей службой рядо..

Достоевский Федор Михайлович

Знаменитый романист, род. 30 окт. 1821 г. В Москве, в здании Марьинской больницы, где отец его служил штаб-лекарем. Мать, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества (из семьи, по-видимому, интеллигентной). Семья Д. Была многочисленная (всех детей было 7. Федор — второй сын. О старшем, Михаиле, см. Выше), а средства небольшие. Жизнь в семье шла очень однообразно. Удовольствия и гости составляли большую редкость. В маленькой казенной квартире дети проводили большую часть времени на ..

Достоевский Федор Михайлович

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (портрет работы В.Г.Перова, 1872).(1821-1881), русский писатель. Родился 11 ноября 1821 в Москве. Выпускник одного из лучших московских пансионов, поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Болезненно чувствительный и склонный к меланхолии, Достоевский тяжело переносил казарменную обстановку училища, находя утешение в чтении и уже испытывая влечение к сочинительству. В 1843 он окончил училище и был командирован в Инженерный департамент. В 1844 подал в ..

Достоевский Федор Михайлович

Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. В Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца - человека "нервного, раздражительно-самолюбивого", вечно занятого заботой о благосостоянии семьи. Дети (их было 7. Федор - второй сын) воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко выходя за стены больн..

Достоевский Фёдор Михайлович

(1821, Москва — 1881, Петербург), писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1877). Родился в Мариинской больнице для бедных, в которой его отец служил лекарем (Божедомка, ныне улица Достоевского, 2. В левом флигеле больницы — музей «Мемориальная квартира Ф.М. Достоевского»). Здесь Достоевский провёл детские и отроческие годы. В 1828 отец Достоевского получил потомственное дворянство, в 1831 приобрёл село Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 — соседнюю деревню Чермош..

Достоевский Фёдор Михайлович

(1821—1881), писатель. В Петербурге с мая 1837, когда с братом Михаилом приехал из Москвы (где он родился и жил) для определения в Главное инженерное училище, во время учёбы в котором (1838—43) сблизился с поэтом-романтиком И. Н. Шидловским и Д. В. Григоровичем. Жить приходилось в стеснённых обстоятельствах (Д. Не приняли в училище на казённый счёт). По окончании училища служил в Санкт-Петербургской инженерной команде (прикомандирован к чертёжной Инженерного департамента). В 1844 вышел в отста..

Достоевский Федор Михайлович

Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. В Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца - человека "нервного, раздражительно-самолюбивого", вечно занятого заботой о благосостоянии семьи. Дети (их было 7. Федор - второй сын) воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко выходя за стены больн..

Достоевский Федор Михайлович

(1821- 1881) – великий русский писатель, славянофил. В юности был близок к революционным кругам, входил в кружок петрашевцев. Осужден на каторгу и ссылку. Автор романов и повестей, в которых описаны глубины человеческого духа. Разбирал наиболее важные социальные и нравственные вопросы своей эпохи. Крупнейшие романы – «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Братья Карамазовы» (1879-1880).. ..

Достаточное Условие

..

Достоверность

Обоснованность, доказательность, бесспорность знания. Достоверное суждение - такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание, напр. "Луна - спутник Земли", "Вода кипит при 100°С" и т.п. Достоверные суждения разделяются на два вида. Ассерторические, констатирующие реальное положение дел, и аподиктические, утверждающие необходимую связь явлений. Д. Суждений обеспечивается эмпирическим подтверждением, экспериментальными данными, общественной практикой. До сер. 20 в. Считалось, что н..

Достоинство Человека

По Шиллеру, выражение благородного образа мыслей. «Власть нравственной силы над влечениями составляет свободу духа, и в явлении она сказывается в том, что мы называем чувством достоинства» («О грации и достоинстве», 1793). В настоящее время достоинство человека является выражением его личностной ценности.. ..

Древс (Drews) Артур

(род. 1 нояб. 1865, Итерзен – ум. 19 июля 1935, Архене) – нем. Философ. Профессор Высшей технической школы в Карлсруэ. Последователь Гегеля и Эдуарда Гартмана, представитель пантеистической метафизики, названной им самим «конкретным монизмом». В своей книге «Die Christusmythe» (1909-1911. Рус. Пер. «Миф о Христе», 1926) Древе оспаривал историческое существование Иисуса. Осн. Произв. «Die deutsche Spekulation seit Kant», 1893. «Eduard von Hartmanns philosophisches System im GrundrЯ», 1902. «Die R..

Достоевский Фёдор Михайлович

[30.10(11.11)Л821, Москва, — 28.1(9.2). 1881, Петербург], рус. Писатель, публицист. Учился в Петерб. Гл. Инж. Уч-ще (1838—43), по окончании к-рого состоял на гос. Службе. В 1844 вышел в отставку и стал проф. Литератором.Первый роман Д. «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей. На короткое время Д. Сблизился с В. Г. Белинским и его окружением, затем входил в кружок М. В. Петрашев-ского. В 1849 арестован по делу петрашевцев. Пережив инсценировку смертной казни, приговорен к чет..

Дополнительный поиск Достоевский Федор Михайлович Достоевский Федор Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Достоевский Федор Михайлович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Достоевский Федор Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 28 символа