Дух

176

(греч. Nous, pneuma. Лат. Spiritus, mens. Нем. Geist. Фр. Esprit. Англ. Mind, spirit) - 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло-полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности. Способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей. Играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для др. Способностей души. 2. Сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен. 3. Внутренняя сущность, смысл ч.-л. (в выражении типа "дух закона" или противопоставлениях типа "буква - дух").Понятие "Д." не так жестко связано с рационально-познавательными способностями, как понятия "разум" и "рассудок".

В отличие от "интеллекта" "Д.", как правило, соотносится со своим персонифицированным носителем, с "лицом". В отличие от "души" - акцентирует объективную значимость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний. В отличие от "воли" - на первый план выдвигает не акт свободного выбора, а созерцания и смыслы, которыми могут определяться действия. В отличие от "сознания" - фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь. В отличие от "ментальности" - не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста Д. Может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т.д.Концептуальное, понятийное и терминологическое оформление Д.

Получает в антич. Философии. Со временем стали доминировать понятия "нус" и "пневма". Понятие "нус", которое в ряду ментальных терминов означало ум, образ мыслей, умственное созерцание - и этим отличалось от терминов с перевесом психологического ("псюхе", "тюмос", "френ"), экзистенциального ("софия", "гносис") и дискурсивного ("логос", "дианойа", "диалектикэ") значения, - у Анаксагора стало означать мировой разум, цель космической динамики и организующе-различающую силу. В философии Платона, Аристотеля и неоплатоников Д. Как мироправящая сила выражается термином "нус" и помещается в многослойную онтологическую иерархию. Нус объединяет собой идеальные формы - эйдосы, внедряется через них в стихию мировой души-психеи и преобразует через нее мировую материю в космический организм.

У Платона и неоплатоников нус порожден высшим принципом - невыразимым и непостижимым "благом", к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус - высший уровень бытия, Бог, который мыслит сам себя и тем творит мир.Термин "пневма" (как и лат. Аналог "спиритус") первоначально означал воздух или дыхание, но затем приобретает психологическое и космологическое значение. Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в "семейных логосах". Т.о., пневма выполняет и роль мировой души как оживляющее начало, и роль Д. Как правящее начало. Неоплатонизм также использует понятие "пневма", описывая проникновения Д. В низшие сферы бытия.

Д. И душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей.Генезис христианского понимания Д. Восходит к эллинистическому религиозному синкретизму. В Септуагинте словами "пневма теу" передается евр. Понятие "руах элохим", Дух Божий (Быт I, 2), что открывает возможность многообразных сближений эллинского и библейского истолкований Бога. Филон Александрийский именует пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость. Евангельское учение о Святом Духе становится основой для понимания Д. Как одной из ипостасей Троицы. В Троице Д. Является источником Божественной любви и животворящей силы. Бог есть Д. (Ин 4, 24), но в то же время существует и злая духовность. Очевидна резкая граница, отделяющая антич.

Понимание Д. Как высшей внутри-космической силы от патристического и средневекового христианского понимания Д. Как сущности, запредельной тварному миру, но деятельно присутствующей в мире и преображающей его.Философия Ренессанса теряет интерес к средневековой пневматологии и возвращается к эллинистическим интуициям Д., понимая его как разлитую во Вселенной жизненную силу. В рамках возрожденческого натуралистического пантеизма и оккультной натурфилософии находит себе место и учение античных медиков о spiritus vitales, жизненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию.В 17-18 вв. Происходит кристаллизация новых тем, связанных с проблемой Д. Это темы духовной субстанции и структуры познавательных способностей.

Д. Как субстанция выполняет теперь роль онтологической основы универсума (ср. "нус") и роль основания связи субъективного разума и объективной действительности.Характерны категоричное размежевание Д. И материи как замкнутых в себе, не имеющих точек соприкосновения субстанций и в то же время объединение в духовной субстанции тех способностей, которые раньше находились на низших ступенях ментальной иерархии (ощущение, переживание, стремление, воля и т.п.). (Ср. В этом отношении понятия cogitare P. Декарта, mens Б. Спинозы, spiritus Г.В. Лейбница, esprit Лейбница и К.А. Гельвеция, mind англ. Эмпириков.) Так, по Декарту, духовная субстанция (res cogitas) и материальная (res extensa) не имеют ничего общего, но внутри себя воспроизводят различия высшего и низшего, простого и сложного, которые старая метафизика обычно распределяла между Д.

И материей. В рамках рационализма возникает проблема координации Д. И материи, которая вынуждала апеллировать непосредственно к Богу - создателю "предустановленной гармонии", поскольку Д. Как субстанция оказывается своего рода безличной "духовной машиной". В традиции эмпиризма Д. Лишается субстанциальности и сводится к единичным состояниям души. Д. Есть нечто, способное мыслить, говорит Дж. Локк, но построить на этом основании ясную идею субстанции Д., как и субстанции тела, невозможно, поскольку мы имеем дело лишь с предполагаемым субстратом действий - мышлением, знанием, сомнением, силой движения и т.д. Дж. Беркли, однако, переворачивает этот аргумент, поскольку обнаруживает в самом факте восприятия асимметричность Д.

И его содержания. Кроме "идей", (т.е. Любых предметов восприятия), говорит он, есть "познающее деятельное существо. То, что я называю умом, Духом, душой или мной самим", это - "вещь, совершенно отличная от идей". "Дух есть простое, нераздельное, деятельное существо. Как воспринимающее идеи, оно именуется умом. Как производящее их тем или иным способом, действующее над ними - волей". Поскольку все вещи Вселенной "либо вовсе не существуют, либо существуют в уме какого-либо вечного Духа", то "нет иной субстанции, кроме Духа". Д. Юм, в свою очередь, переворачивает это понятие Д., демонтируя принцип самотождественности Я. "Сущность Духа (mind) так же неизвестна нам, как и сущность внешних тел, и равным образом невозможно образовать какое-либо представление о силах и качествах Духа иначе как с помощью тщательных и точных экспериментов..." Монадология Лейбница дает др.

Модель соотношения Д. И мира. Критикуя представления о "едином всеобщем Д.", Лейбниц полагает, что неразумно допускать существование одного Д. И одного страдательного начала, вещества. Принцип совершенства требует допущения между ними бесконечно многих промежуточных ступеней, каковыми и являются индивидуальные души-монады, воспроизводящие всеобщий Д. На свой неповторимый лад.Нем. Философия эпохи Просвещения, обозначая понятие "Д.", начинает отдавать предпочтение германскому слову "гайст" (Geist). M. Лютер переводит словом "Geist" евангельское понятие "пневма". У Я. Бёме "Geist" уже носит значение глубинной силы души, придающей ей форму и имеющей соответствие в макрокосме в виде души в оболочке Д. Просвещение, начиная с вольфианцев, интеллектуализирует "Geist", понимая его как Д., выражающий себя в мыслях.

"Geist" сближается с "Vernunft" (разум). Последнее понятие предпочитает и И. Кант. Однако мистические мотивы понятия "Geist" сохраняются в послекантовской спекулятивной философии, у И.В. Гёте, у романтиков.Кант ограничивает сферу употребления понятия "Д." ("Geist") областью эстетики, где Д. Определяется как "оживляющий принцип в душе" и "способность изображения эстетических идей" ("Критика способности суждения"), и областью антропологии, где, в частности, различает духовные силы, осуществляемые разумом, и душевные силы, осуществляемые рассудком (см., напр., "Метафизика нравов"). Критически относится Кант и к просветительской рационализации Д., и к его оккультной мистификации. Своим трансцендентальным методом он радикально изменил саму проблему, разделив традиционный для метафизики универсум сверхчувственного единства на три автономных царства - природы, свободы и целесообразности, которые уже не могли суммироваться отвлеченным понятием "Д.".В свете кантовских открытий И.Г.

Фихте, Г.В.Ф. Гегель и Ф.В.Й. Шеллинг дают новую трактовку Д. Если выделить ее смысловое ядро, то можно отметить следующие моменты. Все конечные феномены Д. Находят свой смысл в "абсолютном Д.". Абсолютный Д. Творит себя и свою предметность. Абсолютный Д. Это не объект, а процесс сверхэмпирической истории, в ходе которого Д. Порождает себя и в котором только он и существует. Абсолютный Д. В своей истории отчуждается от себя (как от "Идеи") и, познавая отчужденный мир (как "Природу"), возвращается к себе (через историю человечества как Абсолютный Д.). В результате абсолют приобретает конкретность и самосознание. Отвлеченные объективные идеи и эмпирическая субъективность человека, т.о., суть лишь моменты в "биографии" абсолюта.

Чтобы стать истинным Д., он должен наполниться живым содержанием и придать ему форму вечности (шедевром изображения этого процесса остается гегелевская "Феноменология духа").Философия 19 в. В целом (если не считать консервативный спиритуализм) оказалась оппозицией нем. Трансцендентализму. Понятие "Д." становится естественной мишенью для критики таких направлений, как позитивизм, марксизм, волюнтаризм. Но понятие "Д." остается релевантным для мыслителей постромантического толка и для некоторых представителей философии жизни.В 20 в. Философия отнеслась к понятию "Д." более лояльно. Оппоненты в некоторых случаях переоткрыли его в рамках своих учений (напр., версия Э. Кассирера в неокантианстве, версия К. Юнга в психоанализе, версия А.

Бергсона в витализме, версия М. Шелера в феноменологии, версия Дж. Сантаяны и А. Уайтхеда в неореализме). Философия культуры (особенно нем. Ветвь), строя цивилизационные модели, обнаружила функциональность Д. Такие направления, как неотомизм, рус. Религиозная философия или ит. Неоспиритуализм (Б. Кроче, Дж. Джентиле), нашли возможность реанимировать классические представления о Д. В свете "неклассического" опыта современности. Персонализм, философия диалога, экзистенциализм в лице некоторых своих представителей (соответственно. Э. Мунье, М. Бубер, К. Ясперс) активно используют не только лексику традиционных учений о Д., но и их концептуальные схемы. В новейшей философии понятие "Д." непопулярно.Лосев А.Ф. История античной эстетики.

Т. 4. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к "Науке Логики". М., 1984. Киссель М.А. Диалектика как логика философии духа (Б. Кроче - Дж. Джентиле - Р. Коллин-гвуд) // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. Федотов Г.П. О Св. Духе в природе и культуре // Собр. Соч. В 12 т. М., 1998. Т. 2. Glass G. Untersuchungen zur Phanomenologie und Ontologie des menschlichen Geistes. Leipzig, 1896. Dreyer H. Der Begriff Geist in der deutschen Philosophie von Kant bis Hegel. Berlin, 1908. Leisegang H. Pneuma Hagion. Leipzig, 1922. Wechssler E. Esprit und Geist. Bielefeld, 1927. Noltenius F. Materie, Psyche, Geist.

Leipzig, 1934. Hildebrand R. Geist. Tubingen, 1966.А.Л. Доброхотов.

Значения в других словарях
Дух

философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении Д. И материи есть Основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает Д., является Материализмом. По словам Ф. Энгельса, дух есть «высший цвет» материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 363). Признание первоначалом мира Д. Является Идеализмом, Спиритуализмом. Идея Д., играющая центральную роль в идеалистических учен..

Дух

ДУХ - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение, интуиция и т. П. В древнегреческой философии. Пневма, нус, логос.. ..

Дух

См. Психология.. ..

Дух

Общеславянское существительное индоевропейской природы, имеющее тот же корень, что глаголы дохнуть, дышать.. ..

Дух

• мощный дух. ..

Дух

См. Душа, запах, зловоние, направление, настроение, обычай, сердце, смелость, стиль. ..

Дух

Философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение, интуиция и т. П. В древнегреческой философии. Пневма, нус, логос.. ..

Дух

М. Бестелесное существо. Обитатель невещественного. А существенного мира. Бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый. Злой дух, дух тьмы. Диавол. Нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье. | Видение, привиденье, ..

Дух

М.1) а) Философское понятие, означающее невещественное начало. Сознание, ум, мышление, психические способности.б) Нематериальное и - по религиозным представлениям - сверхъестественное, божественное начало в человеке. Душа.2) Состояние души, настроение.3) Моральная сила, готовность к действию.4) Мироощущение, мировоззрение.5) Характерные черты, основные свойства, сущность чего-л.6) Бесплотное сверхъестественное существо, оказывающее - по религиозным представлениям - влияние на жизнь человека и пр..

Дух

ДУХ -а (-у). М.. ..

Дух

-а (-у), м. 1. Сознание, мышление, психические способности. Начало, определяющее поведение, действия. Материя и д. В здоровом теле здоровый д. Д. Противоречия (стремление спорить). Д. Возмущения. 2. Внутренняя, моральная сила. Высокий боевой д. Поднять чвй-н. Д. (вселить бодрость, уверенность). Не падать духом (не отчаиваться). Пасть духом (утратить душевную энергию, отчаяться). Присутствие духа (полное самообладание). 3. В религии и мифологии. Бесплотное сверхъес-тественное существо. Святой д. ..

Дух

Духа, м. 1. Только ед. Психические способности, ум. Здоровый дух в здоровом теле. 2. Только ед. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. Дух войска. Подъем духа. Собраться с духом (см. Собраться). Пасть духом (см. Пасть 1). 3. В религиозных, мифологических и теософских представлениях - бесплотное сверхъестественное существо. Спириты вызывали дух Наполеона. Злой дух (дьявол). Духи гор. Подъемлют спор за человека два духа мощные (ангел и демон). А. Майков. 4. Только ед. В идеалистической ф..

Дух

Общеславянское существительное индоевропейской природы, имеющее тот же корень, что глаголы дохнуть, дышать.. ..

Дух

Общеслав. Индоевроп. Характера. Того же корня, с перегласовкой, что и дышать. Суф. Производное (суф. -х- <. -s-) от той же основы, что и дуть, нем. Tier «животное» (буквально — «дышащее»), лит. Daũsos «воздух» и т. Д. Первоначально — «дыхание», «воздух».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Дух

Древнерусское – духъ (душа, разум, ветер).. ..

Дух

Род. П. Ду́ха, укр. Дух, род. П. Ду́ху, ст.-слав. Доухъ πνοή, πνεῦμα, ψυχή (Супр.), болг. Дух(ъ́т), сербохорв. Ду̑х, род. П. Ду̏ха, словен. Dȗh, чеш. Duch, польск., в.-луж., н.-луж. Duch. Другая ступень чередования. До́хну́ть (*dъxnǫti). Родственно лит. Daũsos "воздух", с другой ступенью вокализма – лит. Dvãsė "дух, душа", dvesiù, dvė̃sti "дохнуть", греч. Θεός "бог" (*θεσός), θέειον "сера" (*θεσειον). См. Дво́хать, далее гот. Dius "зверь", д.-в.-н. Tior "животное" (Бернекер 1, 235. Траутм..

Дух

(Spirit. Geist) — архетип и функциональный комплекс. Часто персонифицируется и переживается как вдохновение, оживление или невидимое «присутствие». «Дух, как и Бог, обозначает объект психического переживания и опыта, который не может быть док. ..

Дух

Философское понятие, перевод встречающихся в античной философии и в Библии слов «spiritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни), невещественное начало. Душа как сущность, которая может раз и навсегда покинуть тело. Сама жизнь («Ибо жизнь — это любовь, а жизнь жизни — это дух» (Гете). Сущность Бога. «Бог есть дух» и т. Д. В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме — воля, чувство, воо..

Дух

-сущность, первопричина и главная действующая сила всего сущего (Иов 34.13-15). Дух человеческий (1Кор 2.11), который иногда понимается как душа, отличается от нее (1Фес 5.23) и стоит выше нее, ибо только он один способен соединяться с Духом Божиим (Рим 8.15-16. 1Кор 6.17). Словом «дух» также определяются и духовные силы человека (2Тим 1.7), которые различаются в верующих (Еф 1.13) и в сынах мира сего (1Ин 4.6. Рим 11.8). Все Ангелы есть служебные духи (Евр 1.14), среди которых есть злые (Лк 7.2..

Дунс Скот (Duns Scotus) Иоанн

(1265/1266-1308) -средневековый философ и теолог, прозванный за свою склонность к сложным логическим дистинкциям "Тонким доктором" (doctor subtilis). Род. В Шотландии, вступил в францисканский орден в возрасте около пятнадцати лет, а в 1291 был рукоположен в священнический сан. Между 1280 и 1291 учился - по одним сведениям, в Оксфорде, по другим - в Париже. Возможно, впрочем, что он получил университетское образование и в том, и в др. Городе. Начиная с 1300 вел преподавательскую деятельность, чи..

Дуссель

(Dussel) Энрике (р. В 1934) — аргентинский философ, теолог, историк, одновременно представляет "философию и теологию освобождения". В его творчестве переплелись мотивы неомарксизма, ори- ентированного на "позднего" Маркса, Хайдеггера, Сартра, Ортеги-и-Гассета, Левинаса, "религиозной феноменологии", Ф.Фанона, "философии латиноамериканской сущности", постмодернизма. Автор концепции "аналектики" как диалогического типа дискурса, лежащего в основе преодоления тотальных отношений зависимости в филосо..

Дух Времени

(нем. Zeitgeist) согласно Гегелю, развертывающийся в истории объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой эпохи. Совокупность идей, характерных для какого-то периода. Гёте рассматривал дух времени как преобладающую духовную сторону эпохи. «Если какая-нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествуя над ней, так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет..

Дух Эпохи, Или Дух Времени

..

Дух

Вообще слово дух в ·свящ. Писании употребляется в различных значениях. Так например в значении ветра, веяния воздуха, - тихого или бурного (Быт.8:1 ,8, Екк.11:5 , Иоан.3:8 ), иногда в значении жизненного дыхания, как начала низшей, животной жизни (Быт.6:17 , Быт.7:15 и ·др., Екк.3:21 ). Иногда этим словом обозначаются духи бесплотные, одаренные умом, волею, могуществом (Деян.22:8 , Еф.2:2 . Евр.1:14 ), иногда души человеческие (Быт.2:7 , Екк.12:7 , Рим.3:10 и ·др.), иногда существо Божие, духовн..

Дух

Философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от вещественного, материального.. ..

Дух

1) отчаянный, 2) пьяный, 3) милиционеp. ..

Дополнительный поиск Дух Дух

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дух" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дух, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 3 символа