Естественная Теология

272

Филос. Богопознание, которое достигается посредством человеческого разума, без привлечения откровения. К области Е.т. Относят доказательства бытия Бога (традиционно. Онтологическое, космологическое и телеологическое), исследование божественной природы, отношений между Богом, миром и человеком.Уже в эпоху раннего (2 в.) христианства апологеты задавались вопросом, существует ли Бог. Этот вопрос предполагает уяснение того, что есть Бог, и такое понимание реальности, которое позволяет разуму дать ответы на этот вопрос. В классической форме Е.т. Разрабатывается в схоластике, где она противопоставляется теологии откровения. Обоснование этого различия в средневековой мысли базировалось на фрагменте Послания ап. Павла к Римлянам (1,18), в соответствии с которым человек способен достичь религиозной истины, применяя естественные возможности дискурсивной мысли.

Если происхождение и назначение человека определяется его отношением к Абсолюту, человек должен иметь знание об этом Абсолюте. Вопросы о бытии и о Боге обретают смысл в человеческом вопросе о самом себе, в человеческой открытости бытию как таковому. Человек может обладать знанием об Абсолюте, познавая собственную природу и мир. Объектом Е.т. Становится Бог, поскольку он познаваем через свои творения, человеческую душу в ее свободе и бессмертии и через естественный закон.В большинстве построений Е.т. Бог рассматривается как "само бытие" (ipsum esse). В нем бытие совпадает с сущностью. Все сущее существует случайно, мир обладает бытием в силу причастности божественному бытию. Это обосновывает как возможности Е.т.

- ведь бытие приписывается и Богу, и миру, так и ее метод аналогии, согласно которому все совершенства, приписываемые сотворенному, могут быть приписаны Богу, но даже в предельной полноте они не выражают Божественного совершенства. Благодаря аналогичности познания Абсолютное бытие и бытие тварного мира оказываются одновременно тесно связанными и бесконечно различными. В томистском варианте Е.т. (сам Фома Аквинский не употреблял этого термина) понимается как предварительная ступень теологии откровения, поскольку "естественный разум" ограничен в своих возможностях.Критика Е.т. Связана с вопросом о сущности метафизики как таковой. Здесь можно отметить кантовскую критику традиционной метафизической онтологии и хайдеггеровский анализ "онто-теологической" природы метафизики.

В 20 в. Е.т. Подвергалась критике также со стороны теологии откровения, особенно в работах К. Барта. В результате, Е.т., оставшись в целом верной схоластическим истокам, начинает интерпретировать метафизику в свете трансцендентальной онтологии..

Значения в других словарях
Естественная Теология

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - в теологии (преимущественно католической) сумма тезисов (о бытии Бога, о Боге как "высшем благе", создателе и двигателе мира и т. П.), которая предполагается непосредственно доступной "естественным" способностям ума, идущего путями умозрения. Противопоставляется сверхразумным "истинам откровения".. ..

Естественная Теология

В теологии (преимущественно католической) сумма тезисов (о бытии Бога, о Боге как "высшем благе", создателе и двигателе мира и т. П.), которая предполагается непосредственно доступной "естественным" способностям ума, идущего путями умозрения. Противопоставляется сверхразумным "истинам откровения".. ..

Ерузалем (Jerusalem) Вильгельм

(род. 11 окт. 1854, Дренич, близ Хрудима, Богемия – ум. 15 июля 1923, Вена) – нем. Педагог и философ. Профессор гимназии с 1885, находился под влиянием Спенсера и Маха. Представитель генетического, биологического и социологического воззрения на духовную и душевную жизнь. Полагал, что познание как выражение инстинкта самосохранения обусловлено биологически, всеобщие понятия происходят из "типического представления», «понятия биологически важных признаков объекта или класса объектов». Осн. Произв...

Естественная Религия

Концепция, первоначально разработанная фр. Философом Ж. Боденом в работе "Разговор семерых о возвышенных тайнах сокровенных вещей" и англ. Мыслителем Г. Чербери. Религия предстает здесь практически тождественной подлинной морали, из нее почти устраняется догматика. Е.р. Будто бы изначально распространялась на все человечество, и только в результате искажений разделилась на различные вероисповедания, заменившие исходную простоту сложностью церковной догматики и культа.Сторонником Е.р. Выступал Г...

Естественная Установка

..

Естественное Право

Подготовленный отдельными софистами, Сократом, Платоном и киниками и выдвинутый стоиками такой взгляд на право, согласно которому право существует уже в природе, т.е. Заложено в самой сущности человека. Согласно учению Стой и родственных направлений, а впоследствии также и просветителей 17 и 18 вв., во всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места, и неизменно. С точки зрения христианства, особенно в схоластике и не..

Естественная Теология

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ. ..

Дополнительный поиск Естественная Теология Естественная Теология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Естественная Теология" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Естественная Теология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 21 символа