Здравый Смысл

351

Общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом. З.с. В основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности. Аргумент к З.с. Представляет собой обращение с целью поддержки выдвигаемого положения к чувству З.с, несомненно имеющемуся у аудитории.Апелляция к З.с. Высоко ценилась в античности и шла в русле противопоставления мудрости ("софии") и практического знания ("фронесис"). Это противопоставление было теоретически разработано Аристотелем и развито его последователями до уровня критики теоретического жизненного идеала.

Практическое знание, руководящее поступками человека, - это особый, самостоятельный тип знания. Оно направлено на конкретную ситуацию и требует учета "обстоятельств" в их бесконечном разнообразии.В схоластике, напр. У Фомы Аквинского, З.с. - это общая основа внешних чувств, а также опирающейся на них способности судить о данном, присущей всем людям.Важную роль отводил З.с. Дж. Вико, истолковывавший его как общее чувство истины и права. На этом чувстве Вико основывал значение красноречия и его право на самостоятельность. Воспитание не может идти путем критического исследования и нуждается в образах для развития фантазии. Изучение наук не способно дать этого и должно быть дополнено топикой - искусством находить аргументы.

З.с, по Вико, - это чувство правильности и общего блага, которое живет во всех людях, но в еще большей степени это чувство, получаемое благодаря общности жизни, ее уклада и целей. З.с. Направлен против теоретических спекуляций философов и определяет своеобразие исследования в гуманитарных науках. Их предмет - моральное и историческое существование человека, обнаруживающееся в его трудах и деяниях. Само это существование решающим образом определяется З.с.А. Шефтсбери истолковывал З.с. Как понимание общего блага и одновременно как приверженность общине или обществу, как естественные чувства, гуманность, любезность. З.с. - это добродетель скорее сердца, нежели ума, не просто являющаяся обиходной добродетелью, но предполагающая некоторую моральную и даже метафизическую основу.

В философии шотл. Школы понятие З.с. Обрело центральную систематизирующую функцию.Моральные мотивы в понятии З.с. Подчеркивал А. Бергсон. Он указывал, что хотя З.с. Связан с чувствами, но реализуется он на социальном уровне. Чувства ставят нас в какое-то отношение к вещам, З.с. Руководит нашими отношениями с людьми. Он не столько дар, сколько постоянная корректировка вечно новых ситуаций, работа по приспособлению к действительности общих принципов.О роли З.с. В философии Б. Рассел пишет. "...Ясно, что правильное умозаключение из истинных посылок не может привести к ошибкам. Но посылки могут быть настолько близки к истине, насколько это требуется в теоретическом отношении, и тем не менее они могут привести к практически абсурдным следствиям.

Поэтому для здравого смысла в философии имеется оправдание, но только в том отношении, что он показывает, что наши теоретические положения не могут быть совершенно правильными до тех пор, пока их следствия осуждаются здравым смыслом, который оказывается непреодолимым".Существенное значение придает З.с. Современная филос. Герменевтика, выступающая против его интеллектуализации и сведения его до уровня простой поправки. То, что в чувствах, суждениях и выводах противоречит З.с, не может быть правильным.З.с. - одно из ведущих начал человеческой жизни, которая разворачивается не под действием науки, философии или каких-то общих принципов, а под решающим воздействием З.с. Именно поэтому он необходим в гуманитарных и социальных науках, исследующих моральное и историческое существование человека.З.с.

Проявляется в суждениях о правильном и неправильном, годном и негодном. "Обладатель здравого суждения не просто способен определять особенное с точки зрения общего, но знает, к чему оно действительно относится, т.е. Видит вещи с правильной, справедливой точки зрения. Авантюрист, правильно рассчитывающий людские слабости и всегда верно выбирающий объект для своих обманов, тем не менее не является носителем здравого суждения в полном смысле слова" (Х.Г. Гадамер).Приложим З.с. Прежде всего в общественных, практических делах. С его помощью судят, опираясь не на общие предписания разума, а скорее на убедительные примеры. Поэтому решающее значение для него имеют история и опыт жизни, З.с. Нельзя выучить, в нем можно только упражняться.

Он имеет двойственный, описательно-оценочный характер. С одной стороны, он опирается на прошлые события, а с другой - является наброском, проектом будущего.С изменениями общественной жизни меняется и З.с. Он служит своей эпохе, и значимость его суждений не выходит за ее пределы.Хотя З.с. Касается в первую очередь социальной жизни, по своей природе он более универсален, т.к. Способен судить о любой деятельности и ее итогах, включая теоретическую деятельность и ее результаты - сменяющие друг друга теории и концепции. Однако в собственно теоретической области З.с. Ненадежный советчик. От современных теорий резоннее требовать парадоксальности, т.е. Разрыва с ортодоксальным, чем соответствия устоявшимся представлениям о мире, суммируемым З.с.

Ученого. Обращение к З.с. Неизбежно в гуманитарных и социальных науках, вплетенных в историческую традицию и являющихся не только ее пониманием, но и ее продолжением. Но апелляция к З.с. Является редкой и ненадежной в естественных науках, стремящихся абстрагироваться от своей истории и вынести ее за скобки.Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. Ив и н А. А. Основы теории аргументации. М., 1997.А.А. Ивин.

Значения в других словарях
Здравый смысл

стихийно складывающаяся под воздействием повседневного опыта совокупность взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, которая является основанием для их практической деятельности и морали. З. С. Выступает как жизненная позиция философски неискушённого человека, требующего рассматривать действительность такой, как она непосредственно представляется ему. По существу З. С. Представляет собой некритическое сочетание «наивного реализма» с господствующими в данном обществе традиционны..

Здравый смысл

Термин неопределенный и большею частью употребляемый во зло. Должен означать нормальное состояние и правильное действие умственных сил человека. Нормальны, вообще, те суждения и взгляды, которые соответствуют истинному значению вещей, логически выводимому из достоверных данных. Но так как действительные мнения большинства людей определяются не столько разумением предметной истины, сколько предрассудками, привычкой, внушениями страстей и требованиями материальных интересов, и так как всякий челов..

Здравый Смысл

Здравый смыслсм. Здравомыслие(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Здравый смысл

Реалистичность, трезвость, разум, ум, рассудок, рассудительность, здравомыслие, благоразумие. ..

Здравый смысл

Книжн. 1. Практическое, конкретное понимание чего-либо, рассудительность. Отец Полины был ветрен и прост. Мать её была, напротив, женщина степенная и отличалась важностью и здравым смыслом. (Пушкин. Рославлев). Николай был человек с практическим направлением, человек с сильным здравым смыслом, с деятельным твёрдым характером. (Чернышевский. Лессинг…).2. Нормальное, естественное положение вещей. Логика. Вопреки здравому смыслу и природе вещей, бедный и незнатный контрабасист должен был сыграть в ..

Здравый Смысл

Приблизительный синоним логического мышления. Первоначально здравый смысл рассматривался как составная часть умственной способности, функционирующей чисто рациональным образом. Это знание редко встречается в современных работах.. ..

Здравый смысл

(англ. — common sense) — укоренившаяся совокупность взглядов общества на окружающую действительность и самое себя, используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе моральных принципов. Здравый смысл не поднимается, как правило, до научных и философских осмыслений, оставаясь ограниченным поверхностным взглядом на суть явлений, не проникая глубоко в их смысл. Считается в некоторых случаях, что человеческий дух имеет неискоренимые врожденные принципы здравого смысла, особенн..

Заратустра

(греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. До Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. Религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой (Ормуздом) – добрым духом, которому впоследствии в качестве злого духа противопоставляется Анхра-Майнью (Ариман). На стороне первого находятся шесть добрых духов (гениев) – правдивость, благомыслие, мудрость, власть, здоровье и долговечность, на стороне же..

Защитные Механизмы

В психоаналитической теории любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний. Защитные механизмы включаются по большей части неосознанно, достигаемый компромисс обычно содержат сокрытие индивидом от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожали бы самоуважению или могли вызвать тревогу. Эти механизмы – своеобразные способы психической защиты сознате..

Зёдерблом (Sцderblom) Натан

(род. 15 янв. 1866, Трено, Гефлеборг – ум. 12 июля 1931, Упсала) – швед, историк религии. С 1914 – епископ швед, церкви и проканцлер ун-та в Упсале. Осн. Произв. «Die Religionen der Erde», 1905. «Das Werden des Gottesglaubens», 1916. «Einigung der Christenheit», 1925. «Der lebendige Gott im Zeugnis der Religionsgeschichte», 1942.. ..

Зеленогорский Федор Александрович

(род. 1839 – ум. ?) – рус. Философ, известный своими работами по истории психологии и философской методологии. Профессор Харьковского ун-та. Разделял подход во взглядах на психологию и философию со своим учителем M. M. Троицким, хотя и расходился с ним в вопросе о мето-1 дах философского исследования и доказательства. По методологии им написан труд «О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства» (1877). Среди др. Произв. Следует отметить. «Учен..

Дополнительный поиск Здравый Смысл Здравый Смысл

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Здравый Смысл" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Здравый Смысл, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 13 символа