Зеньковский Василий Васильевич

228

(1881-1962) - русский философ и богослов. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Профессор психологии этого университета (1915-1919). Министр вероисповедания (1918) в правительстве гетмана П.П. Скоропадского. В 1919 эмигрировал. Работал в Белграде (профессор философии Белградского университета, 1920-1923), Праге (директор педагогического института, 1923-1926), Париже (профессор Свято-Сергиевского православного богословского института, 1926-1962). В 1942 принял сан православного священника (протоирей), декан Богословской академии (1944, после смерти С. Булгакова). Основные труды. "Проблема психической причинности" (1914), "Социальное воспитание, его задачи и пути" (1918), "Психология детства" (1923), "Дар свободы" (1928), "О чуде" (1929), "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии" (1934), "История русской философии" (в 2-х т., 1948-1950, переведена на фр.

И англ, в 1953), "Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия)" (1951), "На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола" (1955), "Наша эпоха" (1955), "Русские мыслители и Европа" (1955), "О мнимом материализме русской философии" (1956), "Апологетика" (1957), "Философские мотивы в русской поэзии (Пушкин - Ф.И. Тютчев - А.К. Толстой)" (1959, 1961), "Русская педагогика XX века" (1960), "Н.В. Гоголь" (1961), "Основы христианской философии" (в 2-х т., 1961-1964) и др. В своем творчестве испытал и отразил влияние B.C. Соловьева и Лопатина, а также духовные поиски Н.В. Гоголя и Толстого. Разрабатывал проблемы психологии, антропологии, истории философии (русской, прежде всего). Свои взгляды 3. Называл "опытом христианской философии", развивал темы метафизики человека, христианской гносеологии и космологии.

Философия 3. Является ярким примером богословской философии (или философского богословия), в которой догматы христианской веры опробуются "философским инструментом". Бытие, по 3., тварно, мир сотворен Богом по определенному замыслу (София бо-жия). Познание мира регулируется "светоносной силой,. Исходящей от Христа", она же создает познающий разум, который должен различать Софию божественную (мысли в Боге, "идеи", концепцию мира) и Софию тварную (мысли в мире, "логосы", идеи космических процессов). Единство тварных "логосов" - мировой дух. Богопознание возможно только сердцем (как вершиной иерархии души), которое связано с Богом, с основой мира. Сердце, как средство постижения Бога, "срабатывает" только по преодолении человеком последствий первородного греха - разрушенной гармонии и единства тела, души и духа, - что возможно только "под знаком креста", т.е.

Внутреннего закона, моральной жизни, одухотворенности (здесь видны мотивы Киреевского о собирании духа в себе и мотивы Восточных Отцов Церкви). В мире существует два вида деятельности. Эмпирический причинный (историческое время, смена событий и т.п.) и субстанциональный (охватывает цельный цикл бытия) корреляции. 3. Вводит понятие активной, но сотворенной субстанции как посредника между Богом и человеком, утверждая, что нет необходимости строить жесткую детерминацию между добром в человеке и волей Бога. Полемизируя с Дюркгеймом, Фрейдом и др., которые считали религиозный опыт производным от других форм опыта, 3. Заявляет о самостоятельности религиозного опыта и его непосредственной связи со своим источником (объектом), который представляет собой трансцендентный принцип, выражаемый в мистическом опыте как всеохватывающее целое и невыразимое в рациональных понятиях.

3. Предостерегает, что такая логика религиозного опыта может привести к пантеизму. С другой стороны, есть свидетельства религиозного опыта, выраженные понятным, рациональным языком (видения, явления, откровения и т п.), т.е. Теистические свидетельства. Опасность пантеизма и наличие теистического религиозного опыта снимается и объясняется путем различения Софии божественной и тварной (3. Считает, что теистический опыт - это ошибочное принятие мыслей в мире за мысли в Боге). Как историк философии, 3. Усматривал своеобразие и значимость русской философии в ее устремленности к религиозным мотивам. Русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой.., пронизана историософскими, этико-антропо-логическими и социальными темами.

Носит самостоятельный характер ("История русской философии").Д.К. Безнюк.

Значения в других словарях
Зеньковский Василий Васильевич

Зеньковский Василий Васильевич (4.7.1881, Проскуров, ныне Хмельницкий, — 5.8.1962, Париж), русский религиозный философ и историк философии. Профессор психологии Киевского университета (с 1915). В 1918 министр вероисповеданий в правительстве гетмана Скоропадского. С 1919 белоэмигрант, профессор Русского православного института в Париже (с 1926). В 1942 принял сан священника. Взгляды З. В целом сформировались под влиянием религиозных исканий Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого и в особенности философско..

Зеньковский Василий Васильевич

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962) - российский религиозный философ, историк русской философии. С 1919 в эмиграции.. ..

Зеньковский Василий Васильевич

(1881-1962), русский философ, богослов, педагог. Родился в г.Проскурове (ныне Хмельницкий) 4 июля 1881. В 1900 поступил на естественный факультет Киевского университета. Проучившись там четыре года, Зеньковский перешел на филологический факультет. В 1909 он окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Работал над магистерской диссертацией, читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Научными исследованиями в области детской и юношеской психологии..

Зеньковский Василий Васильевич

(4,7.1881, Проскуров, Подольской губ. 5.8.1962, Париж) - религиозный философ, историк философии, психолог и церковно-общественный деятель. Отец З. Был педагогом и одновременно церковным старостой, дед священником. До 14 лет З. Был очень религиозен, в 15 лет под влиянием произведений Д. Писарева пережил сомнение в вере, увлекся науками. Намереваясь стать врачом, предполагал сначала основательно изучить естественные науки. По окончании киевской гимназии З. В 1900 поступил на естественное отделение..

Зенон Элейский

(ок. 490 — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель элейской школы (6—5 вв. До н.э., г. Элея, Южная Италия). Согласно ряду источников, родоначальником школы был Ксенофан, прибывший на склоне лет в Элею. По сведениям Диогена Лаэртия, 3. Был учеником и приемным сыном Парменида. Как представитель указанной философской школы 3. Отстаивал мысль о единстве и неподвижности истинно сущего бытия. Соответственно в теории позна- ния 3. Содержалось резкое противопоставление разумного знания..

Зенон-стоик

(346/336/333—264/262 до н.э.) — древнегреческий философ (из Китиона на Кипре). Ученик школы киников, с 300 до н.э. — родоначальник философии стоиков. 3. Приобрел для себя и своих друзей узорчатую колоннаду, портик ("портик" произносится по гречески "стоа"), где и основал собственную философскую школу. Сочинения 3. Дошли до наших дней лишь во фрагментах. "О жизни, согласной с природою", "Пифагорейские вопросы", "Всеобщие вопросы", "Этика", "Логика", "Государство" и др. Ввел термин "каталепсис" ("..

Зететик

(от греч. Zetesis – исследование, соображение) – название скептика.. ..

Зигварт (Sigwart) Христоф

(род. I8 марта 1830, Тюбинген – ум. 5 авг. 1904, там же) – нем. Философ, профессор, приобрел большую известность благодаря своей превосходной книге «Логика» (в 2 тт., 1873-1878. Рус. Пер. 1908-1909), удостоенной премии императора Петра Великого. Согласно Зигварту, логика основывается на психологии и является (формальным) учением об искусстве мышления, которое должно устанавливать критерии истинного мышления и вести к всеобще значимым и определенным 'положениям, не вдаваясь, однако, в содержание ..

Зеньковский Василий Васильевич

[4(16) 7 1881, Проскуров Подольской губ , ныне Украина — 58 1962, Париж], философ и богослов, теоретик и историк педагогики, обществ деятель Окончил (1909) Киевский ун-т, с 1912 доцент, с 1915 проф этого ун-та, преподавал также на высших жен курсах Дир Киевского Фребелевского ин-та дошк воспитания Пред Киевского религ -филос и Фребелевского об-в В 1919 мин культуры и вероисповеданий в пр-ве П П Скоропадского Эмигрировал в Югославию в 1920—22 проф Белградского ун-таС 1922 в Праге Пред Пед бюро по..

Дополнительный поиск Зеньковский Василий Васильевич Зеньковский Василий Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зеньковский Василий Васильевич" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зеньковский Василий Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 30 символа