Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед Ибн Яхья Ас-саиг
[ла-тинизир. - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (ок. 1070-1139) - араб. Врач, поэт, государственый деятель, пионер философии восточного перипатетизма в мусульманской Испании. Был долгие годы визирем альморавидских правителей. В 1118 переехал в Марокко, где незадолго до смерти был обвинен в вероотступничестве, заключен в тюрьму и отравлен.Помимо комментариев к работам Аристотеля, трудов по логике, математике, медицине и музыке написал ряд оригинальных трудов по философии и проблемам гос-ва. К наиболее важным работам можно отнести "Прощальное послание", в котором рассматриваются вопросы о первом двигателе, о цели человека и его соединении с "деятельным разумом", и "Жизне-устроение уединенника". Название последней работы определяет филос.
Учение И.Б. - как философ или группа философов могут достичь счастья или обрести высшие интеллектуальные и нравственные добродетели в рамках общества, далекого от совершенства. Достижение единства человека с "деятельным разумом" рассматривается И.Б. Как счастье. Речь идет о путях достижения счастья именно мудрецами-философами, а не суфиями, путь которых к блаженству лежит через аскезу и экстаз. Гос-во как политическое объединение, по И.Б., есть естественная по природе необходимость для достижения счастья, в нем жители в соответствии с их природными способностями делятся на управляющих и управляемых. Он исходил из взаимозависимости гос-ва и индивида и устанавливал связь между человеком, стремящимся к счастью, и условиями реализации этого стремления в гос-ве.
Основываясь на учениях Платона и аль-Фараби о совершенном и несовершенном типах гос-ва, И.Б. Выделил две его альтернативные функции. 1) осуществление руководства гражданами совершенного гос-ва в деле достижения главной цели - счастья. 2) способствование достижению частных целей в качестве предварительного условия для достижения главной в несовершенном гос-ве. Последнее он сравнил с наездником, приучающим лошадь к узде. Вместе с тем он считал, что истинное счастье достижимо только в уединении, добровольном отшельничестве, т.к. Несовершенное гос-во этому препятствует, а совершенное - лишь создает благоприятные условия.Расаил ал-Иляхия. Бейрут, 1968 (Метафизические трактаты). Расаил фальсафия. Бейрут, 1983 (Философские трактаты).
В рус. Пер. Книга о душе // Избр. Произв. Мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1960. Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк, 1999. Farrukh O.A. Ibn Bajja (Avempace) and the Philosophy in the Moslem West. Beirut, 1945. Rosen-thai E.I. The Place of Politics in Philosophy of Ibn Ba]ja // Islamic Culture. Hyderabad, 1951. Vol. 25. № 1..
Дополнительный поиск Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед Ибн Яхья Ас-саиг
На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед Ибн Яхья Ас-саиг" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед Ибн Яхья Ас-саиг, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 44 символа