Идеал

339

(от лат. Idealis, греч. Idea - образ, идея) - 1) в общеупотребительном смысле. А) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к.-л. Явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч.-л., как правило, касающийся личных качеств или способностей. 2) в строгом этическом смысле. В теоретическом плане - а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном - б) совершенство в отношениях между людьми или - в форме общественного И. - такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в) высший образец нравственной личности.И. Как специальное понятие ценностного, в частности морального, сознания и этического рассуждения формируется в просветительской и романтической мысли.

Однако в историко-философском анализе оно может быть реконструировано и в отношении иных, более ранних мыслительных эпох путем вычленения представлений о высшем благе (подлинном блаженстве), конечном предназначении человека или его доминирующих обязанностях.Различие подходов в теоретическом понимании И. Обусловливается решением проблемы соотношения И. И реальности. При натуралистическом подходе к морали и ценностям вообще И. Может трактоваться по-разному. 1) как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. 2) как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия. Соответственно, идеалов столько, сколько норм.

В каждом устанавливается общая цель, сообразно которой формулируется предписание относительно того, чего не следует или что следует делать. По такой логике нет морального И. Вообще, но есть идеалы добра, справедливости, человечности и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. Может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. - в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт ч.-л., как правило, касающийся личных качеств или способностей. От индивидуализации И. Отличается конкретизация И. В отдельном образе (к примеру, совершенной или божественной) личности при сохранении его абсолютных характеристик. 3) как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы.При идеалистическом подходе к морали И.

Рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через "голос совести" (Платон) или априорно (И. Кант). Концепция И., основанная на радикальном противопоставлении должного и сущего, ценности и факта, получила развитие в неокантианстве (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Р. Лотце), в рус. Религиозной философии (B.C. Соловьев, С.Л. Франк, И.О. Лосский).Как форма нравственного сознания И. Является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку то содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И.

Занимает ключевое место. Им задается содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. И. - наиболее отвлеченное и общее нравственное представление. Его императивная и ценностная сила несомненна. Проблема заключается в том, какую роль он играет в жизни индивида. В отличие от большинства др. Нравственных понятий в И. Дан завершенный и абсолютный образ добра - вне его противопоставленности злу (частные принципы и нормы морали непременно отражают противоречивую взаимоопределенность добра и зла). По тому, признается ли существование универсального и абсолютного И. В качестве критерия выбора ценностей и оценки, философы и моралисты делятся на абсолютистов и релятивистов.Непонимание того, что невозможно инструментализировать абстрактное императивное содержание И.

В конкретных поступках или в качестве исключительной индивидуальной нравственной задачи, упование на непосредственное и тем более полное воплощение И. Представляет собой своеобразный "идеализм", который может выражаться в пренебрежении или ненависти к реальной жизни, в которой более или менее относительное добро присутствует наравне со злом, и в бегстве от активной жизни, которую не удается втиснуть в рамки "бескомпромиссно" понятого И. Идеализму в этом значении слова противостоит реализм, опасность которого проявляется в педантичной приверженности И. Как абсолютному добру, что может выражаться в нигилизме в отношении самой морали. Факты безнравственности в конкретных проявлениях жизни истолковываются в том смысле, что в самой нравственности нет правды.

В поведенческом плане первая позиция может вести к крайнему ригоризму и тираническому понуждению др. Людей к жизни "по И.", пусть и лишенному жизни, вторая - к аморализму, выражающемуся, в частности, в игнорировании нравственных требований, попрании практических норм морали. Между тем воплощение высокого императивно-ценностного содержания нравственного И. В конкретных поступках предполагает осуществление ряда менее общих принципов и исполнение частных требований.Франк С.Л. Нравственный идеал и действительность // Франк С.Л. Живое знание. Берлин, 1923. МурДж. Принципы этики. М., 1984. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 1. Gert В. Morality. A New Justifications of the Moral Rules. New York. Oxford, 1988.Р.Г.

Апресян.

Значения в других словарях
Идеал

IИдеа́л (франц. Idéal, от греч. Idéa — идея, первообраз) идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно И. Представляет собой специфически-человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до её фактического осуществления. Проблема И. Была обстоятельно разработана в немецкой классической философии. Наиболее остро она была поставлена И. Кантом в связи с проблемой «вну..

Идеал

ИДЕАЛ (франц. Ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.. ..

Идеал

ИДЕАЛ (французское ideal - относящийся к идее), образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.. ..

Идеал

Представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении. В этом широком смысле слово И. Применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам. И. Добра, И. Женской красоты, И. Государства, И. Гражданина и т. Д. В этом общем смысле И. Обыкновенно противополагается действительности, как чему-то несовершенному. Такое противоположение может приниматься в трояком смысле. 1) И., противоречащий действительности, может тем самым признаваться за пустую фантазию. 2) действительность, несоответс..

Идеал

Идеалсм. Совершенство(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Идеал

1) воображаемый образец совершенства в к.-н. Отношении нпр., идеал добродетели, красоты, мужества и т. Д. 2) высшая задача, цель, в направлении которой совершается чья-либо деятельность. Что-ниб. Очень хорошее во всех отношениях, что составляет предмет постоянных стремлений некот. Отдельных лиц и обществ, но стоит на недосягаемой высоте.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)1) образ или представление, принимаемое за образец совершен..

Идеал

Совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание.. ..

Идеал

(иноск.) - предмет мечты, представляемый образцом совершенства и вообще - желательныйИдеалист - наклонный к мечтанию о более или менее несбыточномСр. Я останусь до конца верна. Чему. - идеалу, что ли. Да, идеалу. Тому, от чего в первый раз забилось мое сердце - тому, что я признаю правдою, добром. Лишь бы силы мне не изменили, лишь бы кумир мой не оказался бездушным и немым идолом...Тургенев. Переписка. 9.Ср. В слове "карьера" выражался безусловный идеал, к которому жадно, болезненно, неуклонно ..

Идеал

М.1) То, что составляет высшую цель деятельности, устремлений.2) Совершенное воплощение чего-л.. ..

Идеал

ИДЕА́Л -а. М. [франц. Idéal]. ..

Идеал

-а, м. 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы. 2. Чего и чей. Совершенное воплощение чего-н. Я. Доброты. Этот человек — мой и. 3. Наилучший вид, элитный образец чего-н. (спец.). Формы-идеалы (в растениеводстве). II прил. Идеальный, -ая, -ое (к 3 знач. Спец.). Я. Газ. И. Кристалл.. ..

Идеал

Идеала, м. (от греч. Idea - идея) (книжн.). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. Ленин. || Высшая, руководящая всей деятельностью цель, то, к чему человек стремится. Политические идеалы. Жить без идеалов. Мой идеал теперь - хозяйка да щей горшок. Пушкин..

Идеал

Заимств. В конце XVIII в. Из франц. Яз., где idéal <. Лат. Idealis, суф. Производного от idea (см. Идея).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Идеал

Идеал политический. ..

Идеал

Фармакологические группы. БАДы &mdash. Полифенольные соединения›› БАДы &mdash. Естественные метаболиты›› БАДы &mdash. Продукты растительного, животного или минерального происхождения. ..

Идеал

( фр. Ideal греч. Idea - идея, понятие, представление) - совершенство, совершенный образец чего-л. Высшая цель стремлений, деятельности.. ..

Идеал

ИДЕАЛ (греч. Idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И. В отношении поведения раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров. В отношении деятельности - в форме выбора цели. Наличие И. В мировоззрении связано с особым состоянием эта-лонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то ..

Идеал

1) Совершенство, высшая цель, к к-рой стремятся люди. 2) И. Общественный - представление о наиболее совершенном общественном строе, соответствующее экономическим и политическим интересам какой-либо социальной группы. 3) Наивысший, совершенный образец в какой-либо области или в каком-либо отношении.. ..

Ивин Александр Архипович

(р. 1939) - специалист в области логики, философии науки, теории аргументации, философии истории. Окончил филос. Факультет МГУ (1965), аспирантуру Ин-та философии АЛ СССР (1968). Преподавал на филос. Факультете МГУ, в Московском историко-архивном ин-те, с 1985 работает в Ин-те философии АН СССР (РАН). Доктор филос. Наук (1975), проф. (1976). Официальный представитель в России Европейской ассоциации аналитической философии (1991- 1996). Автор около тридцати книг, в т.ч. Девяти индивидуальных моно..

Игра

— понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. Является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или — в постнеклассике — феномена), так и в аксиологическом (И. Не имеет внешней цели, отличной от процессуальности собственного протекания, и ее ценность является принципиально автохтонной, — в частности, независимой от так называемого "результата" И.) отношениях, и, вместе с тем, реализующуюся по соответствующим правилам, ..

Идеал Трансцендентальный

По Канту, представление, идея, необходимое понятие разума о Боге не как понятие его доказанной реальности (см. Доказательства бытия Бога), а как «регулятивный принцип разума, состоящий в том, что разум рассматривает все соединения в мире так, как если бы они возникали из вседостаточной необходимой причины», и вследствие того «идея не только in concreto, но и in individuo».. ..

Идеализация

(от греч, idea - образ, идея) - понятие, означающее представление ч.-л. В более совершенном виде, чем оно есть на самом деле. В образованных в результате И. Понятиях мыслятся идеализированные объекты, которые в реальности не существуют и прообразы которых могут быть указаны лишь с известной степенью приближения. И., являясь такой же естественной способностью человеческого мышления, как способность к абстракции и обобщению, широко используется в различных сферах умственной деятельности. Так, в об..

Идеал

(франц. Ideal, от греч. Idea — идея, первообраз), образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, иск-ве, отношениях между людьми, нравств. И абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание И. Часто складывается как альтернатива действительности, как внутр. Протест против устоявшегося порядка вещей. В моральном сознании И. Предстаёт как мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях..

Дополнительный поиск Идеал Идеал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Идеал" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Идеал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 5 символа