Идеал
(от лат. Idealis, греч. Idea - образ, идея) - 1) в общеупотребительном смысле. А) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к.-л. Явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч.-л., как правило, касающийся личных качеств или способностей. 2) в строгом этическом смысле. В теоретическом плане - а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном - б) совершенство в отношениях между людьми или - в форме общественного И. - такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в) высший образец нравственной личности.И. Как специальное понятие ценностного, в частности морального, сознания и этического рассуждения формируется в просветительской и романтической мысли.
Однако в историко-философском анализе оно может быть реконструировано и в отношении иных, более ранних мыслительных эпох путем вычленения представлений о высшем благе (подлинном блаженстве), конечном предназначении человека или его доминирующих обязанностях.Различие подходов в теоретическом понимании И. Обусловливается решением проблемы соотношения И. И реальности. При натуралистическом подходе к морали и ценностям вообще И. Может трактоваться по-разному. 1) как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. 2) как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия. Соответственно, идеалов столько, сколько норм.
В каждом устанавливается общая цель, сообразно которой формулируется предписание относительно того, чего не следует или что следует делать. По такой логике нет морального И. Вообще, но есть идеалы добра, справедливости, человечности и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. Может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. - в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт ч.-л., как правило, касающийся личных качеств или способностей. От индивидуализации И. Отличается конкретизация И. В отдельном образе (к примеру, совершенной или божественной) личности при сохранении его абсолютных характеристик. 3) как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы.При идеалистическом подходе к морали И.
Рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через "голос совести" (Платон) или априорно (И. Кант). Концепция И., основанная на радикальном противопоставлении должного и сущего, ценности и факта, получила развитие в неокантианстве (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Р. Лотце), в рус. Религиозной философии (B.C. Соловьев, С.Л. Франк, И.О. Лосский).Как форма нравственного сознания И. Является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку то содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И.
Занимает ключевое место. Им задается содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. И. - наиболее отвлеченное и общее нравственное представление. Его императивная и ценностная сила несомненна. Проблема заключается в том, какую роль он играет в жизни индивида. В отличие от большинства др. Нравственных понятий в И. Дан завершенный и абсолютный образ добра - вне его противопоставленности злу (частные принципы и нормы морали непременно отражают противоречивую взаимоопределенность добра и зла). По тому, признается ли существование универсального и абсолютного И. В качестве критерия выбора ценностей и оценки, философы и моралисты делятся на абсолютистов и релятивистов.Непонимание того, что невозможно инструментализировать абстрактное императивное содержание И.
В конкретных поступках или в качестве исключительной индивидуальной нравственной задачи, упование на непосредственное и тем более полное воплощение И. Представляет собой своеобразный "идеализм", который может выражаться в пренебрежении или ненависти к реальной жизни, в которой более или менее относительное добро присутствует наравне со злом, и в бегстве от активной жизни, которую не удается втиснуть в рамки "бескомпромиссно" понятого И. Идеализму в этом значении слова противостоит реализм, опасность которого проявляется в педантичной приверженности И. Как абсолютному добру, что может выражаться в нигилизме в отношении самой морали. Факты безнравственности в конкретных проявлениях жизни истолковываются в том смысле, что в самой нравственности нет правды.
В поведенческом плане первая позиция может вести к крайнему ригоризму и тираническому понуждению др. Людей к жизни "по И.", пусть и лишенному жизни, вторая - к аморализму, выражающемуся, в частности, в игнорировании нравственных требований, попрании практических норм морали. Между тем воплощение высокого императивно-ценностного содержания нравственного И. В конкретных поступках предполагает осуществление ряда менее общих принципов и исполнение частных требований.Франк С.Л. Нравственный идеал и действительность // Франк С.Л. Живое знание. Берлин, 1923. МурДж. Принципы этики. М., 1984. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 1. Gert В. Morality. A New Justifications of the Moral Rules. New York. Oxford, 1988.Р.Г.
Апресян.
Дополнительный поиск Идеал
На нашем сайте Вы найдете значение "Идеал" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Идеал, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 5 символа