Индийская Философия

203

— одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. Характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными основаниями. (Вследствие признания идеи о вечности циклично воспроизводящегося мирового общественного процесса в И.Ф. Не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетике являлись особыми теоретическими дисциплинами.) Философское мышление возникало путем интериоризации ритуальной практики за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие ("жертва знанием"), основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве ("внутренней обрядности").

Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышле- ния. В Упанишадах — первых философских текстах в индийской культуре (ранние Упанишады относятся к 8—7 вв. До н.э.) — центральным пунктом является тезис о тождестве Брахмана, источника всего сущего во внешнем мире, и Атмана, универсального активно-жизненного начала. Глубинное тождество субъективного и объективного считалось недоступным абстрактному рассудку — подлинная реальность открывалась благодаря йогическому тренингу, ведущему к достижению экстатического состояния. Вследствие ритуальной природы философского умозрения в индийской культуре получали развитие преимущественно целостные религиозно-философские комплексы, в которых культовая и отвлеченно-познавательная составляющие были содержательно и функционально связаны.

Так, абсолют в концепции Упанишад двусоставен — это и бог Брахма, предмет религиозного почитания, и Брахман, безличный принцип, являющийся предметом познания. Познающие Брахмана достигают мокши — освобождения от цепи перерождений (сансары). А все те, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, может рассчитывать лишь на новое рождение в более высоком статусе в соответствии с универсальным законом кармы. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим (специально подготовленным и стремящимся лишь к знанию людям), представляет собой собственно философию.

Воспроизводство "круга знающих" осуществлялось посредством тщательно разработанной техники ученичества, основанной на абсолютном послушании учителю и нацеленной на максимально точное повторение в ученике личности учителя, а тем самым и его познавательного опыта. Соответственно индийское философское мышление характеризуется ярко выраженной традиционностью. Считалось, что содержание великих истин не затрагивается эмпирическим течением времени, относящимся к порядку сансары. Разработка новых идей осмысливалась преимущественно как выявление посредством более точного комментария подлинного содержания авторитетного текста — опоры традиции. Первое место в ряду канонических текстов принадлежало Ведам — священному знанию, которое квалифицировалось как шрути ("услышанное", т.е.

Имеющее сверхчеловеческое происхождение). Ведийский канон в основном сложился в первой половине I тысячелетия до н.э. И включал самхиты (сборники гимнов мифологического содержания, заклинаний и молитв), брахманы (изложения и комментарии ритуала жертвоприношения), араньяки ("лесные книги" — наставления для отшельни- ков) и упанишады (религиозно-философские произведения брахманизма). Отношение к Ведам являлось основанием разделения индийских систем умозрения на ортодоксальные и неортодоксальные. Неортодоксальные концепции (отрицающие авторитет Вед и особый статус варны (сословия) брахманов как единственных законных хранителей священного знания) формировались в основном во второй трети 1 тысячелетия до н.э.

В период интенсивного духовного брожения, связанного с кризисом варнового строя Индии. В это время появляются учения адживикизма (отрицавшего закон кармы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и искавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буддизма (развившегося позднее в мировую религию). Показательно, что, формируясь в рамках традиционной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основные мировоззренческие категории, разработанные ортодоксальной мыслью — сансара, карма, мокша (буддийский аналог — нирвана), и создали собственные канонические тексты, авторитетность которых базировалась наличной харизме основателя учения.

Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодоксией — индуизмом, и последующее развитие И.Ф. Было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами умозрения (даршанами) — ведантой, мимансой, санкхьей, йогой, ньяей и вайшешикой. Почти вся литература по И.Ф. Написана на санскрите — языке ученых и деятелей искусства Индии.В.И. Фурс.

Значения в других словарях
Индийская философия

Обнимает полный круг оригинальных умозрений в самых различных направлениях, подобно философии греческой и германской, но в отличие от них лишена, в целом, внутреннего развития мысли и логических переходов между отдельными системами, что при отсутствии достоверной хронологии не позволяет говорить об истории И. Философии в собственном смысле. Лишь весьма широкие рамки могут быть здесь установлены благодаря трем приблизительным датам. 1) древнейшие из упанишад (мистико-философские трактаты, входящи..

Индийская Философия

Одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. Характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными основаниями. (Вследствие признания идеи о вечности циклично воспроизводящегося мирового общественного процесса в И.Ф. Не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетике являлись особыми теоретическими дисциплинами.) Филос..

Индийская Философия

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. Характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными основаниями. (Вследствие признания идеи о вечности циклично воспроизводящегося мирового общественного процесса в И.Ф. Не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетика являлись особыми теоретическим..

Индивидуация

Разделение всеобщего на индивиды, на особенное. Принцип индивидуации (principium individuations) – основа существования особей или особенного. С понятием индивидуации связаны две проблемы. 1) почему индивидуация имеет место, почему единство действительного не остается неделимым. 2) существовала ли индивидуация действительно с самого начала, а если нет, то откуда и благодаря чему она возникла. Аристотель видит принцип индивидуации в многообразии определенности (качественности) и состояния веществ..

Индивидуум

(лат. – нерасчленимое) – особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности. Строго говоря, это определение может быть принято только для высших животных, включая человека (см. Видовая душа), тогда как, напр., некоторые растения можно разделить на части и каждая часть будет самостоятельной. «Применимость термина «индивидуум» начинается лишь там, где существует определенное отношение..

Индолентность

(от лат. In – не и dolere – болеть) – нечувствительность, способность притупленно ощущать боль. См. Также Самоопределение, самоназначение.. ..

Индуизм

Самая распространенная в современной Индии религия (свыше 80% ее населения. Индуистом считается каждый неисповедующий другой религии, если у него хотя бы один из родителей является индийцем). Возник И. В 1 тысячелетии н.э. В результате эволюции идей ведизма и брахманизма. И. Присущи рудименты ранних верований. Поклонение "священным" животным, явлениям природы, культ предков. В И. Отсутствует стройная и обязательная для всех система вероучения, единая церковная организация, - отсюда терпимость к ..

Дополнительный поиск Индийская Философия Индийская Философия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Индийская Философия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индийская Философия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 19 символа