Интернализм И Экстернализм
Направления в историографии и философии науки 20 в., различным образом объясняющие возникновение и развитие научных идей и теорий. Представители интернализма (И.) (А. Койре, А.Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак и др.) полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам. В силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, короче говоря, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы и т.д. Поэтому в работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории - истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа Г.В.Ф. Гегеля. Так, напр., анализируя научную революцию 16-17 вв., Койре стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного антич.
Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями конца Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания.Напротив, экстернализм (Э.) (Б. Гессен, Д. Бернал, Дж. Холдейн, Э. Цильзель, Д. Нидам и др.), возникший в 1930-е гг. В значительной мере под влиянием марксизма, настаивает на том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т.е. Вненаучные, факторы. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий ("социальных заказов"), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории.
И научную революцию 16-17 вв. Историк-экстерналист представляет как следствие развития машинного производства и капиталистических отношений. Наука развивается, реагируя на воздействие социальной среды, в которой она находится. В течение нескольких десятилетий продолжалась дискуссия между И. И Э., однако к кон. 1970-х гг. Большая часть историков и философов науки склонилась к мнению о том, что экстерналистская позиция более адекватна реальной истории. Наука существует в определенных социально-культурных условиях и не может не испытывать влияния этих условий. Особенно ясно это стало во втор. Пол. 20 в., когда целые научные области и даже науки стали возникать благодаря ясной общественной потребности, напр. Потребности в создании новых видов вооружений, вычислительной техники или в охране окружающей среды.
Тем не менее нельзя упрощать и вульгаризировать взаимоотношения между наукой и обществом и любое научное достижение рассматривать как ответ на потребности промышленности или на политический заказ. Многие эпизоды развития науки вполне адекватно могут быть описаны как имманентное развитие научного знания.Бернал Д.Д. Наука в истории общества. М., 1956. Микулинский С.О. Контроверза. Интернализм - экстернализм - мнимая проблема. М., 1977. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985..
Дополнительный поиск Интернализм И Экстернализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Интернализм И Экстернализм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интернализм И Экстернализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 26 символа