Интернализм И Экстернализм

286

Направления в историографии и философии науки 20 в., различным образом объясняющие возникновение и развитие научных идей и теорий. Представители интернализма (И.) (А. Койре, А.Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак и др.) полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам. В силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, короче говоря, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы и т.д. Поэтому в работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории - истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа Г.В.Ф. Гегеля. Так, напр., анализируя научную революцию 16-17 вв., Койре стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного антич.

Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями конца Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания.Напротив, экстернализм (Э.) (Б. Гессен, Д. Бернал, Дж. Холдейн, Э. Цильзель, Д. Нидам и др.), возникший в 1930-е гг. В значительной мере под влиянием марксизма, настаивает на том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т.е. Вненаучные, факторы. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий ("социальных заказов"), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории.

И научную революцию 16-17 вв. Историк-экстерналист представляет как следствие развития машинного производства и капиталистических отношений. Наука развивается, реагируя на воздействие социальной среды, в которой она находится. В течение нескольких десятилетий продолжалась дискуссия между И. И Э., однако к кон. 1970-х гг. Большая часть историков и философов науки склонилась к мнению о том, что экстерналистская позиция более адекватна реальной истории. Наука существует в определенных социально-культурных условиях и не может не испытывать влияния этих условий. Особенно ясно это стало во втор. Пол. 20 в., когда целые научные области и даже науки стали возникать благодаря ясной общественной потребности, напр. Потребности в создании новых видов вооружений, вычислительной техники или в охране окружающей среды.

Тем не менее нельзя упрощать и вульгаризировать взаимоотношения между наукой и обществом и любое научное достижение рассматривать как ответ на потребности промышленности или на политический заказ. Многие эпизоды развития науки вполне адекватно могут быть описаны как имманентное развитие научного знания.Бернал Д.Д. Наука в истории общества. М., 1956. Микулинский С.О. Контроверза. Интернализм - экстернализм - мнимая проблема. М., 1977. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985..

Значения в других словарях
Интерес

(от лат. – участвовать) пай, доля, привлечение к чему-либо, участие в чем-либо, склонность к чему-либо («проявлять интерес»). Ценность и значение, придаваемые нами вещи, которая соответственно этому занимает наши мысли и чувства. С материальной точки зрения также польза, выгода, корысть («иметь свой интерес»). Того, у кого есть интерес к чему-либо, называют заинтересованным. Того же, кто постоянно преследует определенные интересы или кому делается некоторое предложение в расчете на успех, называ..

Интериоризация

(от лат. Interior внутренний) – формирование внутренней структуры психики человека посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Понятие введено франц. Психологами Пьером Жане, Жаном Пиаже, Анри Валлоном, используется в психоанализе при объяснении перехода структуры межиндивидуальных отношений внутрь психики и формирования бессознательного (индивидуального или коллективного), которое в свою очередь определяет внутренний план сознания. По Выготскому, интериоризация – становление ..

Интернационализм

(лат. Inter - между и natio - народ) - понятие, употребляемое в нескольких значениях. И. Как констатация наличия атрибутивных общих черт в многоаспектных сторонах исторического процесса формирования наций (определенные историко-экономические условия, образование общенациональных языков, формирование национальных культур и т.д.). И. Как выражение объективного процесса растущей взаимосвязанности и взаимозависимости человеческих обществ, что вытекает из приоритета общих закономерностей развития все..

Интернет

(InterNet) (англ. Взаимо-сеть или сеть сетей) — феномен культуры, конституировавшийся в последней трети 20 в. На технологической основе общемировой системы компьютерных сетей и в определенном смысле представляющий собой модельную объективацию содержания и функционирования ноосферы. И. Являет собой своего рода вариант гипермедиа, синтетически объединяющий как содержательно артикулированные феномены мультимедиа (вербальный текст, видеотекст, звуковой текст и т.п.), так и функционально артикулирова..

Дополнительный поиск Интернализм И Экстернализм Интернализм И Экстернализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Интернализм И Экстернализм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интернализм И Экстернализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 26 символа