Инь-ян

160

Основополагающая парная категория кит. Философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей. Темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, мягкое и твердое, земное и небесное, и т.д. И.-я. - главное понятие древней кит. Натурфилософии (Инь-ян цзя), вошедшее в категориальный аппарат ведущих филос. Школ Китая. Впервые упоминается в письменном памятнике "Го юй" (5-3 вв. До н.э.) как две формы проявления пнев-мы (ци). Их правильное взаимодействие есть основа порядка и покоя в Поднебесной. В трактате "Дао дэ цзин" И.-я. Выступает источником появления качественно отличных вещей.

В "И цзин" ("Книга перемен") подчиняется действию дао, взаимопревращаясь и образуя порождаемые Великим Пределом (Тай Цзи) "два образца", запечатленные в графике гексаграмм. Взаимодействие этих сил (инь и ян) обусловливает все многообразие перемен в мире. Категория "И.-я." использована мыслителем- конфуцианцем Сюнь-цзы (3 в. До н.э.) для обоснования "естественных" причин качественных изменений в мире вещей. Дун Чжуншу (2 в. До н.э.) соединил учение об инь и ян с концепцией "пяти стихий" (у син), создав цельную систему этико- политического учения, носящего характер универсальной космологии. В неоконфуцианстве, в частности, во взглядах Чжоу Дуньи (11 в.) категория "И.-я." увязывается с состоянием Великого Предела, ее порождающего, и в целом приобретает субстанциальный характер.Быков Ф.С.

Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966. История китайской философии / Пер. С кит. М., 1989. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994..

Значения в других словарях
Инь-ян

ИНЬ-ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское - мужское, пассивное - активное, холодное - горячее и т.д.). Учение о силах инь-ян систематизировано в приложениях к "Книге перемен" ("И цзин"), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов (иньянцзя).. ..

Инь-ян

Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций. Темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян - теневой и солнечный склоны холма или берега реки. В Го юй (5-3 вв. До н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци1) - соответственно "зем..

Информация Когнитивная

(от лат. Cognitio - познавание, узнавание, познание) - информация, которая распознается, извлекается, интерпретируется и перерабатывается когнитивной системой живых существ. Эффективность поведения живых существ зависит от их способности различать (распознавать) объекты окружающей среды и происходящие в ней события. Для того чтобы выжить, они должны использовать извлекаемую из внешнего мира И.к. И соответствующим образом ее перерабатывать. Они получают ее при помощи органов чувств, которые могут..

Инцест, Инцестуозность

(лат. Incestus - нечистый, порочный) - сексуальные отношения (коитус) с кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами и т.д.). Кровосмешение. Предполагается, что в первобытном обществе И. Был довольно широко распространен и в ряде ситуаций выступал в качестве доминирующей (или общепринятой) формы сексуальной жизни различных человеческих сообществ. В процессе эволюции культуры И. Был практически повсеместно запрещен, табуирован, хотя в незначительной мере существовал как форма..

Инь-ян Цзя

(кит., букв. - школа инь-ян) - школа натурфилософов, одна из шести основных филос. Школ Др. Китая. Разрабатывала вопросы космо- и онтогенеза, сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека. Возникновение школы инь-ян, очевидно, относится к нач. I тыс. До н.э. И связано с представлениями древних китайцев о дуальных силах инь и ян (см. Инь-ян) и циклическом взаимодействии "пяти стихий" (у син). Однако к.-л. Самостоятельных сочинений, раскрывающих уче..

Иоанн Воротнеци

(род. 1315 ум. Ок. 1388) – армян, философ. Выступал против западной схоластики и ее представителей, боролся против католич. Церкви и доминиканских проповедников в Армении. Его соч. Посвящены толкованию первых двух частей « Органона» Аристотеля, его «Категорий» и "Об истолковании», анализу «Введения» Порфирия. Он разбирал гл. О. Вопросы логики и гносеологии и трактовал их с позиций номинализма. Единичное в своем существовании не зависит от рода и вида, последние существуют лишь на основе единично..

Инь-ян

Инь изображаеется в виде прерванной линии - - . И олицетворяет женское начало. Ян изображается в виде непрерывной линии - - и символизирует начало мужское. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и качествах человеческой, животной и растительной жизни. Инь должна всегда идти раньше ян, ибо она символизирует изначальную Тьму перед появлением Света творения - ян. Инь - это также изначальные воды, пассивное, женское, инстинктивное и..

Дополнительный поиск Инь-ян Инь-ян

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Инь-ян" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инь-ян, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 6 символа