Калам
(араб. - речь, беседа) - термин, который в средневековой мусульманской литературе имел три главных значения. Слово Божье (в смысле "логоса" Филона Александрийского, христиан и неоплатоников). Способ рассуждения, основанный на разуме (логика или диалектика). "спекулятивная теология" (илм ал-калам). Именно вместе с К. Возникла в исламе концепция атрибутов Бога, коррелирующая с проблемами единобожия, свободы воли, судьбы грешников в потустороннем мире и т.п., основывавшихся на аналогии (кыяс). К. Как способ рассуждения можно сравнить с филос. Доводами в защиту догматов ислама. К. Как "спекулятивная теология" - одно из направлений арабо-мусульманской философии, сложившееся в нач. 9 в. И опиравшееся на силлогизм и аналогию, в основе которых лежали филос.
Положения, а не следование религиозным авторитетам (таклид). В целом представители К. - мутакаллимы подвергались резкой критике со стороны догматиков-традиционалистов (салафитов). Ханбалитов, которые, отвергая антропоморфизм, отказывались обсуждать антропоморфистские стихи Корана. Хашвитов (антропоморфистов), которые отказывались обсуждать стихи, запрещавшие антропоморфическое представление о Боге. В историко-философском плане К. Можно рассматривать как третью попытку философизации Священного Писания после Филона Александрийского и представителей патристики. Можно выделить шесть основных проблем, применительно к которым мутакаллимы давали трактовку Корана в терминах философии. 1. Проблема атрибутов Аллаха. Начало разработки данной проблемы в К.
Было положено спорами между мусульманами и христианами относительно Троицы вскоре после завоевания арабами Сирии (635). С развитием К. Вера в реальное существование нетелесных атрибутов Бога была принята большинством религиозных авторитетов, но отвергалась теми мутазилитами, которые утверждали абсолютную единосущность Бога, отрицая в нем всякую множественность и реальность приписываемых ему атрибутов и считая, что они лишь обозначают его имена. 2. Дилемма извечности и сотворения Корана. Одни мутакаллимы утверждали, что Коран является воплощением слова Божия и поэтому обладает и божественной, и земной природой, а др. Считали, что Коран - это не более как выражение предшествующего слова Божия или подражание ему.
3. Проблема сотворения мира. Концепцию творения ex nihilo (из ничего) в явной форме нельзя найти в мусульманском писании. Одни мутакаллимы трактовали творение мира "из не-сущего", т.е. Из ничто, а другие (мутазилиты) рассматривали "не-сущее" как нечто реальное и, т.о., утверждали, что мир был сотворен из некой предшествующей материи. 4. Проблема атомарной структуры мира. Др.-греч. Атомистика была воспринята мутакаллимами для опровержения вечности мира и наличия в нем причинно-следственных связей. 5. Проблема причинности.Некоторые мутакаллимы отрицали объективную причинно-следственную связь между явлениями, считая, что регулярная последовательность событий есть не что иное, как результат таких действий Бога, которые в человеческом мире называются обычаем.
6. Проблема свободной воли и предопределения. Мутакаллимы толковали проблему человеческой воли по-разному. Одни считали, что Бог наделил человека свободой воли с самого рождения и поэтому человек несет ответственность за свои поступки, другие же утверждали, что Бог наделяет человека перед каждым его действием соответствующей силой (концепция "касб" - "приобретение"). В К. Принято выделять три этапа. Ранний К. - мутазилизм (9 в.). Поздний К. - ашаризм (10-12 вв.). Сближение К. С философией восточного перипатетизма (13-15 вв.).Ал-Ашари. Макалат ал-исламиййин ва-хтилаф ал-мусаллин. Стамбул, 1929-1931. Т. 1- 2. Али Самим Нашшар. Нашат ал-фикр ал-фалсафи фи ислам. Каир, 1982. Ал-Багдади. Усул ад-дин. Каир, 1984. Саллум Т.И. Руайа джадида ила илм ал-калам ал-ислами.
Адаб ва-накд. Каир, 1984. Сагадеев А.В. Калам // Классический ислам. Традиционные науки и философия. М., 1988. Al-Juwayni. Al-lrshad. Cairo, 1950. R.J. McCarthy. The Theology of al-Ashary. Beyrouth, 1953. Wolfson A. The Philosophy of the Kalam. Cambridge, 1976. Al-Ashari. Maqalat al-islamiyyin. Wiesbaden, 1980. Ibragim Т., SagadeevA. The Classical Islamic Philosophy. M., 1990.Н.С. Кирабаев.
Дополнительный поиск Калам
На нашем сайте Вы найдете значение "Калам" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Калам, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 5 символа