Калам

321

(араб. - речь, беседа) - термин, который в средневековой мусульманской литературе имел три главных значения. Слово Божье (в смысле "логоса" Филона Александрийского, христиан и неоплатоников). Способ рассуждения, основанный на разуме (логика или диалектика). "спекулятивная теология" (илм ал-калам). Именно вместе с К. Возникла в исламе концепция атрибутов Бога, коррелирующая с проблемами единобожия, свободы воли, судьбы грешников в потустороннем мире и т.п., основывавшихся на аналогии (кыяс). К. Как способ рассуждения можно сравнить с филос. Доводами в защиту догматов ислама. К. Как "спекулятивная теология" - одно из направлений арабо-мусульманской философии, сложившееся в нач. 9 в. И опиравшееся на силлогизм и аналогию, в основе которых лежали филос.

Положения, а не следование религиозным авторитетам (таклид). В целом представители К. - мутакаллимы подвергались резкой критике со стороны догматиков-традиционалистов (салафитов). Ханбалитов, которые, отвергая антропоморфизм, отказывались обсуждать антропоморфистские стихи Корана. Хашвитов (антропоморфистов), которые отказывались обсуждать стихи, запрещавшие антропоморфическое представление о Боге. В историко-философском плане К. Можно рассматривать как третью попытку философизации Священного Писания после Филона Александрийского и представителей патристики. Можно выделить шесть основных проблем, применительно к которым мутакаллимы давали трактовку Корана в терминах философии. 1. Проблема атрибутов Аллаха. Начало разработки данной проблемы в К.

Было положено спорами между мусульманами и христианами относительно Троицы вскоре после завоевания арабами Сирии (635). С развитием К. Вера в реальное существование нетелесных атрибутов Бога была принята большинством религиозных авторитетов, но отвергалась теми мутазилитами, которые утверждали абсолютную единосущность Бога, отрицая в нем всякую множественность и реальность приписываемых ему атрибутов и считая, что они лишь обозначают его имена. 2. Дилемма извечности и сотворения Корана. Одни мутакаллимы утверждали, что Коран является воплощением слова Божия и поэтому обладает и божественной, и земной природой, а др. Считали, что Коран - это не более как выражение предшествующего слова Божия или подражание ему.

3. Проблема сотворения мира. Концепцию творения ex nihilo (из ничего) в явной форме нельзя найти в мусульманском писании. Одни мутакаллимы трактовали творение мира "из не-сущего", т.е. Из ничто, а другие (мутазилиты) рассматривали "не-сущее" как нечто реальное и, т.о., утверждали, что мир был сотворен из некой предшествующей материи. 4. Проблема атомарной структуры мира. Др.-греч. Атомистика была воспринята мутакаллимами для опровержения вечности мира и наличия в нем причинно-следственных связей. 5. Проблема причинности.Некоторые мутакаллимы отрицали объективную причинно-следственную связь между явлениями, считая, что регулярная последовательность событий есть не что иное, как результат таких действий Бога, которые в человеческом мире называются обычаем.

6. Проблема свободной воли и предопределения. Мутакаллимы толковали проблему человеческой воли по-разному. Одни считали, что Бог наделил человека свободой воли с самого рождения и поэтому человек несет ответственность за свои поступки, другие же утверждали, что Бог наделяет человека перед каждым его действием соответствующей силой (концепция "касб" - "приобретение"). В К. Принято выделять три этапа. Ранний К. - мутазилизм (9 в.). Поздний К. - ашаризм (10-12 вв.). Сближение К. С философией восточного перипатетизма (13-15 вв.).Ал-Ашари. Макалат ал-исламиййин ва-хтилаф ал-мусаллин. Стамбул, 1929-1931. Т. 1- 2. Али Самим Нашшар. Нашат ал-фикр ал-фалсафи фи ислам. Каир, 1982. Ал-Багдади. Усул ад-дин. Каир, 1984. Саллум Т.И. Руайа джадида ила илм ал-калам ал-ислами.

Адаб ва-накд. Каир, 1984. Сагадеев А.В. Калам // Классический ислам. Традиционные науки и философия. М., 1988. Al-Juwayni. Al-lrshad. Cairo, 1950. R.J. McCarthy. The Theology of al-Ashary. Beyrouth, 1953. Wolfson A. The Philosophy of the Kalam. Cambridge, 1976. Al-Ashari. Maqalat al-islamiyyin. Wiesbaden, 1980. Ibragim Т., SagadeevA. The Classical Islamic Philosophy. M., 1990.Н.С. Кирабаев.

Значения в других словарях
Калам

IКала́м (Calame) Александр (28.5.1810, Веве, Швейцария, — 17.3.1864, Ментона, Франция), швейцарский живописец и график (офортист и литограф). Писал театрально-романтичные, величественные горные пейзажи, отличающиеся точным, детальным рисунком и перспективными эффектами. Лит. Schreiber-Favre A., A. Calame, Gen., 1934. А. Калам. «Гроза на Хандеке». 1839. Музей искусства и истории. Женева.IIКа́лам (араб., от греч. Kálamos — тростник) тростниковое перо. С древности служило для письма. У народов ср..

Калам

(араб. "калм" - "речь"), первое направление арабо-мусульманской теоретической рефлексии, начало которому было положено сразу после зарождения ислама и которое сформировалось в 8 в. Представители калама именуются мутакллимами (араб. "мутакаллим" - "говорящий"). Возникновение этого течения было подготовлено активным обсуждением вопросов, поставленных самим ходом истории. Политическая борьба, начавшаяся в новообразованном исламском обществе вскоре после кончины Мухаммеда, способствовала выдвижению ..

Калам

(греч. Kalamos - тростник). Тростниковая палочка, служащая на востоке вместо пера. См. Calamus.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Kalamos, тростник. Тростниковая палочка, служащая на Востоке вместо пера.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Калам

Схоластика, перо, палочка. ..

Калам

        (араб., от греч. Kalamos - тростник), тростниковое перо. С древности служило для письма, для разных видов которого у народов средневекового Востока существовали различные способы обрезки, очинки и расщепления тростника. В восточных трактатах каламом называли также кисть для живописи. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Калам

(араб. Речь, слово). ..

Калам

— мусульманское схоластическое богословие, основателем которого считается Аль-Ашари (около 873—935 гг.). В К. Предписывается слепо подчиняться авторитетам, не задавать вопросов и не делать сравнений. Главное в К. — обоснование первого, важнейшего догмата ислама — о единственности и единстве Аллаха (тзухид). Значительное место занимает толкование Корана. Развитие К. Завершилось в сочинениях Бакыллани (умер в 1013 г.).. ..

Как Будто

(нем. Als ob) – формула для обозначения фикции. У Канта, напр., говорится, что относительно Бога, свободы и т. Д. Нет теоретического доказательства, поэтому «следует поступать так, как будто мы знаем, что эти вещи действительно существуют». Философию «как будто» разрабатывал Файхитер.. ..

Какабадзе Зураб

(1926-1982) - грузинский философ, культуролог, поэт. В 1950 окончил философский факультет Тбилисского университета, в 1953 там же аспирантуру, там же и работал. С 1958 до конца жизни заведовал отделом эстетики в Институте философии АН Гр. ССР. Учился у Ну-цубидзе, С.Б. Церетели, Бакрадзе и др. К. Стал аспирантом, другом и преемником последнего. Широкий резонанс вызвала работа К. "Проблема "экзистенционального кризиса" и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля" (1966). Известен также ра..

Калокагатия

(греч. Kalos kai hagatos — красивый и хороший) — этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности). В философии Платона — идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. Человек — носитель К. — в истинном призвании своем должен был в..

Кальвин (Сalvin) Жан

(1509-1564) - деятель Реформации во Франции, основатель кальвинизма (пуританства). Получил богословское и юридическое образование. В 1533 под влиянием идей Лютера отрекся от католицизма и создал одно из направлений протестантизма. С 1536 поселился в Женеве, где, став фактически диктатором города (1541), подчинил светскую власть церкви. В основном сочинении "Наставление в христианской вере" (1536-1559), которое он всю жизнь дополнял и совершенствовал, К. Фактически систематизировал идеи таких реф..

Калам

Наука о личностных и атрибутивных качествах Аллаха, сущности пророчества, о начале и конце бытия в соответствии с положениями Ислама. В широком смысле каламом называют любые рассуждения на религиозно-философские темы. Целью калама является объяснение положений Ислама на основании доводов разума, отведение всех сомнений в истинности его положений, ответы на доводы оппонентов. Калам часто называют рационалистической мусульманской философией, но, в то же время, калам отличается от общей философии т..

Калам

Система теоретического исламского богословия. Сформировалась в X веке.. ..

Дополнительный поиск Калам Калам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Калам" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Калам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа