Кареев Николай Иванович

200

(1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор Варшавского (1879-1884) и Петербургского (1886-1899 и с 1906) университетов (в 1899 был уволен из Петербургского университета за "неблагонадежность" в связи со студенческим движением). Активный член партии кадетов, депутат I Государственной Думы. Член-корреспондент Российской Академии наук (1910), почетный академик АН СССР (1929). В области истории - работы по античной, средневековой, новой и новейшей истории. Основные работы по социологии и теории истории. "Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического прогресса" (тт.

1-3, 1883-1890). "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889). "Историко-философские и социологические этюды" (1895). "Старые и новые этюды об экономическом материализме (1896). "Введение в изучение социологии" (1897). "Историка. Теория исторического знания" (1913). "Историология. Теория исторического процесса" (1915). "Общие основы социологии" (1919) и др. К. Создал собственную версию этико-субъективной социологии, в которой прослеживается сильное влияние "первого" позитивизма, Лаврова и Михайловского. Пытался осуществить синтез социального и исторического знания, в связи с чем подверг методологической критике за односторонность подхода все известные ему концепции знания. В качестве синтетической дисциплины К.

Рассматривал философию истории, включающую в себя теоретическую и конкретно-историческую части. Теория истории занимается проблемами гносеологии (теория исторического знания, или "историка") и социологии (социальная статистика и социальная динамика), изучающей морфологию и механизмы развития общества. Взгляд на социум как на процесс дает историология. Как и у других представителей этико-субъективной школы, в центре внимания у К. Находится идея социального прогресса, исследуемая с разных сторон историей (феноменологическая наука) и социологией (помологическая наука). В согласии с идеями школы, резко выступил против фаталистически-детерминистской трактовки прогресса. В центре социокультурной жизни, по К., находятся человеческие индивиды - личности, активно относящиеся к происходящему с ними и вокруг них.

Все общественные явления суть проявления духовного взаимодействия между людьми. Поэтому истории и социальной жизни всегда присуща как социально-психологическая, так и нравственно-этическая компонента, которые и должны фиксироваться средствами философии и науки. Происходящее в действительности должно быть оценено с точки зрения идеалов высшей правды. В любых исторических и социальных изменениях должен быть схвачен их смысл для человека. Ни одно общественное явление, по мнению К., не может быть понято без выявления отношения к нему со стороны тех или иных субъектов. Важно смотреть на историю и на социум глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты, но ведущую себя в них заинтересованно, т.е.

Необходимо встать на этико-субъек-тивную точку зрения (философия истории есть суд над историей). Соответственно в истории и социуме одновременно действует много детерминирующих факторов, задающих разные векторы изменений. Принципиально нельзя свести вариативность социальной и культурной жизни к действию какой-либо одной причины, например, экономики, как это делает марксизм. Общество конституируется во взаимодействии "культурных групп" и "социальной организации". Культурные группы формируются в процессах социализации и взаимодействия индивидов. Социальная организация фиксирует положение индивидов в экономическом, политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимой в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к которому и задает критерии социального прогресса, в ходе которого все большее количество людей перестает быть орудиями чужой воли.

Средство достижения идеала - критическое переопределение и переделка культуры, социальной организации и быта.В.Л. Абушенко.

Значения в других словарях
Кареев Николай Иванович

Кареев Николай Иванович [24.11(6.12).1850, Москва, ‒ 18.2.1931, Ленинград], русский историк. В 1879‒84 профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В. И. Герье. ..

Кареев Николай Иванович

КАРЕЕВ Николай Иванович (1850-1931) - российский историк, член-корреспондент АН СССР (1925. Член-корреспондент Петербургской АН с 1910, член-корреспондент РАН с 1917), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции 2-й пол. 18 в., истории Французской революции кон. 18 в. Курс по новой истории Зап. Европы.. ..

Кареев Николай Иванович

Кареев, Николай Иванович - историк. Родился в 1850 г. Окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом Кареев сотрудничал в воронежских "Филологических Записках" и в "Знании". Первый его печатный труд "Фонетическая и грамматическая система древнего эллинского языка" вышел в 1868 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял учителем истории в 3-й московской гимназии. Выдержав магистерский экзамен, получ..

Кареев Николай Иванович

Кареев, Николай Иванович - историк. Родился в 1850 г. Окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом Кареев сотрудничал в воронежских "Филологических Записках" и в "Знании". Первый его печатный труд "Фонетическая и грамматическая система древнего эллинского языка" вышел в 1868 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял учителем истории в 3-й московской гимназии. Выдержав магистерский экзамен, получ..

Кардинальные Добродетели

Осн. Добродетели, из которых, по Платону, вытекают все остальные. Мудрость, мужество (волевая энергия), благоразумие (чувство меры, самообладание) и справедливость. Христ. Философия добавила еще три. Вера, любовь и надежда.. ..

Кардинер{блок0} Абрам

(1892-1981) - американский психиатр, этнолог, психоаналитик и социолог. Доктор наук. В 1921-1922 прошел курс дидактического психоанализа у Фрейда и работал с ним в Вене. По возвращении в Нью-Йорк начал практиковать психоанализ. Входил в группу лидеров Ассоциации психоаналитической медицины Колумбийского университета, в котором первым начал подготовку врачей-психоаналитиков. Совместно с антропологом Р. Линтоном исследовал особенности психики и личности людей, принадлежащих к различным этническим,..

Каржавин Федор Васильевич

(1745-1812) - философ, филолог, теоретик архитектуры, политик. Учился в Сорбонне, встречался с Д. Дидро и Вольтером. По окончании учебы в 1765 вместе с В.И. Баженовым возвратился в Россию, где по указу императрицы Екатерины II был зачислен на должность "архитектуры помощника" в Экспедицию кремлевского строения. Новая образовательная поездка состоялась в 1773 в Амстердам и Париж, но прервалась участием в Войне за независимость Сев. Америки (1775-1783). Участвуя в войне, К. Выполнял отдельные пору..

Карийский Михаил Иванович

(род. 1840, С.-Петербург – ум. 1917) – рус. Логик и философ. В исследовании «Классификация выводов» пытался решить логический вопрос проблемы знания и поставить гносеологический, т.е. Вопрос о предпосылках или аксиомах знания. В этом произв. Он дал более широкую классификацию формул выводов, основанную на принципе тождества, сопоставлении субъектов и предикатов суждений. Отвергая субъективизм и понимая процесс познания как процесс понимания действительности, а не только явления, Карийский доказы..

Кареев Николай Иванович

[24.11(6.12). 1850, Москва, — 18.2.1931, Ленинград], историк, педагог и методист, поч. Ч. АН СССР (1929. Ч.-к. Петерб. АН с 1910). Окончил ист.-филол. Ф-т Моск. Ун-та (1873). Преподавал в моек, гимназиях. Проф. Варшавского (1879—84) и Петерб. (1885—1899, с 1906) ун-тов. До 1917 занимал ведущее место в разработке методики преподавания истории. По инициативе К. Шк. Методикой истории занялись члены ист. Об-ва при Петерб. Ун-те. Эти проблемы были включены в программу «Науч.-ист. Журнала» (1913—14). ..

Дополнительный поиск Кареев Николай Иванович Кареев Николай Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кареев Николай Иванович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кареев Николай Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 23 символа