Категоризация

296

(от греч. Kategoria - высказывание. Признак) - когнитивные процессы, обеспечивающие распознавание и выявление у объектов, событий и т.д. "прототипных" примеров понятий (категорий). Согласно общепринятым представлениям, наши понятия (концепты) суть ментальные репрезентации классов. Совокупность необходимых свойств, присущих объектам, объединенным в класс, образуют содержание (интенсионал) понятия, а объекты, к которым это понятие относится, - его объем (экстенсионал). Классический взгляд на понятия предполагает, что каждое свойство, образующее содержание понятия, является необходимым, а все они вместе - достаточными для его определения. Если взять, напр., понятие "холостяк", то с этой т.зр. Его содержание включает в себя три решающих свойства.

"мужчина", "взрослый человек" и "неженатый". Любое из этих свойств является необходимым - нельзя быть холостяком, будучи одновременно женщиной, или ребенком, или женатым мужчиной. В то же время в совокупности эти три свойства образуют условие достаточности - если кто-то является мужчиной, взрослым человеком и к тому же неженатым, то он должен быть холостяком. Такие свойства обычно рассматривают как существенные, т.к. Они позволяют определить соответствующее понятие. Т.о., согласно классическому взгляду, объект будет категоризирован в качестве примера к.-л. Понятия, если и только если ему присущи существенные признаки этого понятия.Однако, как свидетельствуют проведенные еще в 1970-х гг. Исследования эпистемологов, лингвистов и когнитивных психологов, такой классический подход к понятиям имеет весьма ограниченную ценность и не может служить универсальной основой для понимания многообразных процессов К., которые далеко не всегда сопряжены с выделением у объектов необходимых и достаточных свойств.

Как оказалось, у неточных понятий (см. Неточность), которые мы обычно используем в нашей повседневной жизни, не удается специфицировать существенные свойства. Напр., для понятий о различных животных и растениях, а также общих артефактов - "птица", "фрукт", "мебель", "автомобиль", "ложка" и т.д. - просто не существует никаких общепринятых фиксированных определений. Исследователям в дальнейшем удалось обнаружить, что структуры человеческого знания (и памяти) включают в себя, кроме всего прочего, также и определенного рода стереотипные образные репрезентации, получившие название прототипов, в которых фиксируются перцептивно выделяющиеся свойства некоторых типичных, "образцовых", наиболее "репрезентативных" примеров неточных понятий.

В случае такого рода понятий эти свойства выступают как важнейший элемент их содержания. Но тогда меняется и сам смысл К. К. Объекта в качестве примера неточного понятия будет означать, что он достаточно схож с прототипом, т.е. Что ему присуще определенное число свойств, совпадающих с аналогичными свойствами прототипа. Психологические тесты однозначно свидетельствуют, что К. Более типичных, "прототипных" примеров понятий требует значительно меньше времени, чем К. Менее типичных - напр. "яблоко" или "персик" категоризируются как случаи понятия "фрукт" быстрее, чем "изюм" или "винная ягода". Эти тесты также показывают, что типизация влияет не только на механизмы К., именования и памяти, но и на ряд др. Ментальных процессов, включая дедуктивные и индуктивные рассуждения.Наличие прототипов в содержании неточных понятий в целом хорошо согласуется с реальными особенностями повседневного мышления людей, которые часто думают и рассуждают более конкретно, чем этого требует ситуация.

Видимо, некоторые наши ментальные операции, некоторые процессы обработки когнитивной информации требуют только конкретных репрезентаций, и потому одна из функций прототипов - запускать эти процессы. Именно поэтому К. Неточных понятий оказывается для испытуемых делом гораздо более легким при наличии сходства конкретных примеров этих понятий с прототипами др. Понятий (категорий), а не с абстрактными репрезентациями. Выявлено также немало случаев, когда использование неаналитических стратегий, способствующих запоминанию конкретных примеров, дает больший эффект и ведет к более точной К., чем это позволяют аналитические стратегии. Однако, как бы ни были полезны прототипные репрезентации неточных понятий для нашего повседневного мышления, необходимо все же учитывать их ограниченные возможности как средств обобщения и когнитивной экономии.

Содержание практически любого понятия, конечно же, не исчерпывается типичными образцами, конкретными примерами. Понятие - это всегда и некая абстрактная пропозициональная сущность, включенная в семантические сети, пакеты знаний и т.д. Специфические процессы К. Неточных понятий проливают дополнительный свет на когнитивные механизмы взаимосвязи пространственно-образного и знаково-символического (логико-вербального) мышления, конкретное соотношение между которыми изменяется в ходе когнитивной эволюции. Smith E.E., Medin D.L. Categories and Concepts. Cambridge, 1981.И.П. Меркулов.

Значения в других словарях
Категоризация

КАТЕГОРИЗА́ЦИЯ -и. Ж. Спец. Процесс разделения предметов и явлений на категории.. ..

Категоризация

- создание категорий, процесс классификации объектов на основании кажущегося сходства.. ..

Катафатическая Теология

(греч. Kataphatikos - утвердительный) - парадигмальная установка теологии на позитивное богопознание. По критерию своей рационалистической ориентации противостоит апофатической теологии с ее программным иррационализмом. Исходные принципы К.Т. Были заложены в рамках патристики (Иоанн Дамаскин и Григорий Нисский). К.Т. Фундирована принципом "аналогии бытия" (analogia entus), согласно которому постижение Творца возможно посредством познания творения. Ориентация на позитивное и интерсубъективное зна..

Категориальный Анализ

Учение о категориях, исследующее природу и область применения категорий. Различает категории науки и познающего мышления (напр., пространство и время), с одной стороны, и категории созерцания и переживающего сознания (напр., субстанция, закономерность) – с другой. Он констатирует, что каждой области науки присущи свои категории (категориальный анализ считает число категорий очень большим, еще не выясненным) и что лишь немногие из них выполняют всюду одинаковые функции. Учение Канта о том, что ка..

Категории

(от греч. Kategoria - высказывание. Признак) - наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Система К., или категориальная структура, представляет собой сеть основных К. Мышления, их устойчивую конфигурацию и взаимосвязь, при которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Образно говоря, К. - это те очки, через которые человек смотрит на мир и без которых он не способен действовать в мире. Категориальная структу..

Категории Культуры

Набор основополагающих для данной культуры понятий, образующих в совокупности модель реальности, характерную для данной конкретно-исторической эпохи. Термин К.К. Введен в научный обиход российским историком и культурологом А.Я. Гуревичем. Придерживаясь трактовки культуры как знаковой системы, Гу-ревич предложил рассматривать К.К. В качестве ее базисного лексикона. В число К.К. Входят такие понятия, как пространство и время, судьба, право, богатство, труд, смерть и т.д. Содержание К.К. Отражает с..

Категоризация

КАТЕГОРИЗАЦИЯ. ..

Дополнительный поиск Категоризация Категоризация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Категоризация" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Категоризация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа