Класс (в логике и математике)

82

1) понятие, присущее всем элементам некоторой совокупности объектов. 2) совокупность выделенных по некоторому признаку объектов, мыслимая как целое.Понятие К. (множества) обычно относят к числу простейших, неопределяемых понятий, которое может быть лишь пояснено с помощью примеров. Напр., множествами считаются совокупность всех жителей Москвы. Совокупность всех натуральных чисел 1, 2, 3,. Совокупность книг домашней библиотеки. И т.д. При этом каждый отдельный житель Москвы, каждое натуральное число, конкретная книга и т.д. Является элементом соответствующего множества. На основе такого интуитивного понимания различают конечные и бесконечные, материальные и абстрактные, и многие др. Виды множеств в зависимости от того, каковы численность и природа объектов, образующих рассматриваемую совокупность.Несмотря на интуитивную очевидность такого "агрегатного" представления о множествах, оно не является во всех отношениях удовлетворительным.

В его рамках возникает ряд трудностей принципиального характера. Как заметил еще Б. Рассел, в этом случае нельзя понять, что представляет собой пустое множество. Это множество не имеет ни одного элемента и, следовательно, его нельзя рассматривать в качестве агрегата, совокупности к.-л. Объектов. Применительно к одноэлементным множествам теряет смысл и различие между элементом множества и самим множеством. Кроме того, в рамках агрегатной т.зр. Любое множество можно считать состоящим из любого количества элементов. Как считает У. Куайн, если мы имеем, напр., груду камней, то "груда в действительности является конкретным предметом, столь же конкретным, как и камни, образующие груду, но класс камней в груде нельзя отождествлять с этой грудой.

В самом деле, если бы это было так, то и другой класс можно было бы отождествить с этой же грудой, а именно класс молекул в данной груде камней с самой грудой. Но по существу эти классы следует различать. В самом деле, мы говорим, что один из них имеет, например, сто элементов, в то время как другой - триллионы элементов". Наконец, о неадекватности агрегатной т.зр. Свидетельствуют и парадоксы классической теории множеств. К их числу относится, в частности, известный парадокс Рассела, во многом определивший теоретический кризис в логике и математике в нач. 20 в.Впоследствии сформировалась логическая т.зр. На множества, в рамках которой парадоксы теории множеств получают достаточно простое объяснение. Для этого, однако, потребовалось тщательно проанализировать и уточнить многие содержательные представления, лежащие в основе самой логики.

Как отмечал известный математик и логик Г. Вейль, "на понятие множества. Имеются две противоположные точки зрения. Множество либо рассматривается как набор вещей (Г. Кантор), либо считается синонимом свойства (атрибута, предиката) вещи. В последнем случае "х есть элемент множества у", символически "х е у", не означает ничего иного, кроме того, что "х обладает свойством у".Согласно логической т.зр., множества суть понятия, абстрактные свойства, присущие материальным (эмпирическим, пространственно-временным) объектам. Любому понятию-множеству X соответствует определенная бесконечная совокупность материальных объектов. Эта совокупность есть объем понятия-множества X. Следовательно, принадлежность материального объектах некоторому множеству Х означает, что данному объекту присуще понятие X.

Иначе говоря, теоретико- множественное отношение принадлежности (е) при ближайшем рассмотрении оказывается не чем иным, как давно известным в логике отношением п р и с у щ н о с т и (-), связывающим понятия с материальными объектами. Логическая т.зр. В конечном счете согласуется с интуитивным пониманием множеств, поскольку в ее рамках получают логическое истолкование не только отношение принадлежности, но и все остальные основополагающие отношения и понятия классической теории множеств - отношение дополнения (~), включения (с), объединения (U), пересечения (П), а также понятие пустого множества (и) и универсального множества (U).С учетом всех полученных к кон. 20 в. Научных результатов можно констатировать, что в рамках логического понимания К., с одной стороны, не имеют места затруднения типа парадокса Рассела, а с другой - полностью учитывается конструктивное, практически значимое содержание классической теории множеств.Вейль Г.

Математика. Теоретическая физика. М., 1984. Quine W. V.O. From a Logical Point of View. New York, 1963. B.H. Перееерзев.

Значения в других словарях
Кларк (Сlarke) Сэмюэль

(род. 11 okt. 1675, Норидж – ум. 17 мая 1729, Лестер) – англ, философ, занимавшийся проблемами морали, с 1707- – пастор в Лондоне. Друг Ньютона, философское учение которого он защищал в своей переписке с Лейбницем. Выступал против материализма и атеизма. Основой этики Кларк считал определяемое природой место, которое занимает в мире человек. Осн. Произв. – «The unchangeable obligation of natural religion and truth», 1706.. ..

Класс

(лат. Classls - разряд, группа) - конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие К., называются его элементами. Проблемы классификации возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Классификация опирается на понимание множества как системы, положение же объекта в системе опре..

Класс Общественный

(лат. Classis - разряд, сословие, порядок) - понятие, используемое для анализа социальной дифференциации людей.На разных этапах развития философско-социологического знания и сами классы, и причины деления общества на классы объяснялись по-разному.В антич. Философии исходили преимущественно из природных оснований в образовании классов. Считалось, что каждый человек рождается отличным от остальных по своей природе и поэтому предназначается для совершения определенной работы. Доказывалась вечность ..

Классика

(от лат. Classicus – образцовый, первоклассный) – стремление к спокойствию, порядку, четкости, мере и гармонии. Образцовые, выдающиеся, общепризнанные произв. Литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для нац. И мировой культуры. Противопоставляется страстности, мрачности, необузданности, беспорядочности, свойственным, напр., барокко и романтизму. Классический – отличный, образцовый. Соответствующий высшему периоду развития античной культуры, называемой классической.. ..

Дополнительный поиск Класс (в логике и математике) Класс (в логике и математике)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Класс (в логике и математике)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Класс (в логике и математике), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 29 символа