Конец Истории

122

Термин, выражающий идею, что начиная с какого-то ключевого момента времени человеческая история радикально изменит свое течение или придет к завершению. Данная идея только немногим моложе самой науки истории, в рамках которой она периодически оживляется и обретает новый, соответствующий своему времени смысл.В христианском мировоззрении царство небесное вводилось в историю как ее предел. Оно мыслилось как реализация абсолютного блаженства, достижение идеального состояния, требующее в качестве своего условия уничтожение всего сущего и воссоздание его на новых основаниях. История оборвется, мир будет сожжен всепожирающим огнем, жизнь окончится - только тогда наступит совершенно иная жизнь, в которой уже не будет зла.

До окончания же мировой истории, как сказано у Августина, Вавилон злых и Иерусалим добрых будут шествовать вместе и нераздельно.В марксизме мысль о завершении истории также связывалась с возникновением идеального общества, но уже не на небесах, а на земле. Движущей силой истории провозглашалась борьба классов, остальные революции считались локомотивами истории. В коммунистическом обществе не будет борьбы классов и исчезнет почва для социальных революций, в силу чего с построением такого общества история в старом смысле прекратится и начнется собственно человеческая история. "...Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества" (К. Маркс). О том, в чем именно будет состоять "собственно история", марксизм говорит так же мало, как и христианство о жизни в царстве небесном.

Но ясно, что историческое время изменит свой ход и мерой его станут тысячелетия или даже вечность, как в царстве небесном. Идея истории как диалектического прогресса с началом и неизбежным концом была позаимствована Марксом у Г.В.Ф. Гегеля, еще в 1806 провозгласившего, что история подходит к концу.Как в христианском понимании, так и у Гегеля и Маркса завершение истории связывалось с идеей ее цели. Достигая этой цели, история переходит в др. Русло, исчезают противоречия, двигавшие старую историю, и неспешный, не связанный с крутыми поворотами и революциями ход событий если и является историей, то уже в совершенно новом смысле.Национал-социализм видел завершение истории (или "предыстории") в достижении главной своей цели - создании и утверждении на достаточно обширной территории расово чистого, арийского гос-ва, имеющего все необходимое для своего безоблачного существования на протяжении неопределенно долгого времени ("тысячелетний рейх").Истолкование идеи "К.и." как перехода от предыстории к собственно истории можно назвать абсолютным К.и.

Представление об абсолютном К.и. Является необходимым элементом идеологии всякого коллективистического общества, ориентированного на коллективные ценности и ставящего перед собой глобальную цель, требующую мобилизации всех его сил. Индивидуалистическое (открытое) общество не имеет никакой единой, всеподавляющей цели, с достижением которой можно было бы сказать, что предыстория завершилась и начинается собственно история. Понятие "К.и." отсутствовало, в частности, в др.-греч. Мышлении, с т.зр. Которого история не имеет никакой находящейся в конце ее или вне ее цели. Идеология капиталистического общества также не содержит представления о будущем радикальном изменении хода истории и переходе ее в совершенно новое русло.Идея "К.и." является одним из аспектов триединства проблемы, центральной для мышления коллективистических обществ, - проблемы перехода от существующего несовершенного общества к будущему совершенному обществу, к "раю на небесах" или "раю на земле".История 20 в.

Была прежде всего историей противостояния индивидуалистических обществ, называемых либеральными и демократическими, и коллективистических обществ, имевших две основные формы - коммунистическую и национал- социалистическую. Это противостояние привело вначале к "горячей" войне национал- социализма с индивидуалистическими обществами, объединившимися на короткий срок с коммунизмом. Военное поражение национал-социализма явилось одновременно и поражением национал-социалистической идеи. Затем развернулась уже "холодная" война между индивидуалистическими обществами и коммунизмом, ядром которого являлся Советский Союз. К кон. 1980-х гг. Поражение коммунизма стало очевидным.Если история понимается как постоянные, не приводящие ни к каким окончательным итогам колебания обществ и их групп между двумя возможными полюсами - индивидуалистическим и коллективистическим обществом, - то о "К.и." можно говорить только в относительном смысле.

История как противостояние индивидуалистических и коллективистических обществ на какой-то исторически обозримый срок придет к своему завершению, если индивидуализм (коллективизм) одержит победу над коллективизмом (индивидуализмом) и существенным образом вытеснит его с исторической арены.В настоящее время на историческом горизонте не видно никакой жизнеспособной коллективистической идеи. Традиционный марксизм-ленинизм умирает как идеология, способная мобилизовать массы. Возможности религии и национализма в качестве основы для создания новых, достаточно мощных коллективистических обществ, оказывающих влияние на ход мировой истории, весьма ограничены. Что не менее важно, отсутствуют глубинные массовые энтузиастические движения, способные в обозримом будущем востребовать ту или иную форму коллективистической идеологии.

Все это говорит о том, что история на определенный период перестает быть ареной противостояния индивидуалистических и коллективистических обществ. Это не означает, что коллективизм не вернется со временем на историческую сцену в какой-то новой своей форме, напр. В форме общества с коллективной собственностью на основные (и только основные) средства производства и рыночной экономикой. Предсказания, касающиеся коллективизма, всегда в известном смысле ненадежны. Его идейные предпосылки вызревают медленно, но его появление и утверждение в качестве массового движения всегда занимало считанные годы (см. Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество, Эпоха).Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1959. Т. 13. Гегель Г.В.Ф.

Философия истории. М., 1993. Фукуяма Ф. Конец истории. // Философия истории. Антология. М., 1994. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997.А.А. Ивин.

Значения в других словарях
Конец истории

С английского. The End of History.Название статьи, опубликованной (лето, 1989) американским политологом японского происхождения Фрэнсисом Фукуямой (Francis Fucujama, p. 1952) в журнале «The National Interest» (США). Он писал о том, что человеческая история, которая ранее представляла собой историю борьбы различных учений и идеологий, в известном смысле закончилась. Во всем мире торжествуют демократические ценности и либеральная экономика западного образца.В русской литературе выражение «конец ..

Конец Истории

- термин Фукуямы. Мондиалист ский тезис о тотальной победе талассократии и либерально-демократической модели на всей планете. См. мондиализм, Единый Мир.. ..

Кондорсе (Сondorcet) Мари Жан Антуан Никола

(1743-1794) - фр. Философ, математик, социолог, политический деятель. Сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбера. В 1791 избран в Конвент. Якобинцы приговорили его к смерти. В тюрьме покончил с собой.Одну из главных своих задач К. Видел в распространении воздействия точных наук на сферу морали и политики. Эту функцию должна была выполнить "социальная математика", призванная, благодаря применению теории вероятностей, освободить человечество от предрассудков и одновременно подорвать н..

Кондорсе (Сondorcet) Мари Жан Антуан, Маркиз Де

(1743-1794) - французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Депутат Законодательного собрания (1791). Заочно приговорен к смертной казни режимом Робеспьера. После ареста умер в тюрьме (по некоторым сведениям покончил с собой). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро. Главное сочинение - "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1795). Обосновывал гипотезу о прогрессе в истории, видя его в преодолении предр..

Конечная Цель

Последняя цель, возможность которой не обусловлена никакой другой целью. Цель, которой служит все и в которой предназначение человека (или, в теологии, все творение) достигает своей цели (см. Целесообразность, Телеология).. ..

Конечность

Свойство вещей, имеющих протяжение (ограниченность). Ограниченность и временность земного бытия вообще, причем в этом значении понятие имеет оттенок принципиальной возможности дальнейшего, потустороннего бытия (см. Также Историчность, Временность).. ..

Дополнительный поиск Конец Истории Конец Истории

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конец Истории" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конец Истории, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа